Меню

С какого возраста щенок начинает понимать команды

Как дрессировать щенка

Желание ласкать, баловать и просто любить маленького песика вполне естественно и более приятно, нежели стремление заниматься его воспитанием. Почему? Потому что сначала этот маленький живой и такой беззащитный комочек попросту жалко. Непонятно — как и чему его можно научить в таком нежном возрасте. Вот подрастет…

Самая большая ошибка начинающих владельцев — ждать, когда собачка подрастет. Это случится гораздо быстрее, чем вы думаете, и к тому времени подросший щенок начнет дрессировать уже вас, ведь возраст собаки не сопоставим с возрастом человека. Поэтому мы должны знать, как растет и развивается наш питомец.

Развивать хорошее поведение и послушание нужно с раннего возраста. Дрессировку щенка следует начинать как можно раньше, потому что в раннем возрасте у собак наилучшим образом проявляются способности к обучению. Ваш питомец с раннего возраста должен усвоить основные правила поведения как дома, так и на улице. Наравне с дрессировкой важно обеспечить корректную социализацию и адаптацию. Это все поможет вашему щенку стать уверенной в себе и уравновешенной взрослой собакой и избежать нервозности, которая может привести к деструктивному поведению.

Дрессировка щенка. Первые шаги

2-3-месячный питомец вполне готов усваивать информацию на уровне 4-5-летнего ребенка. Дрессировка щенка — процесс, необходимый с первых дней пребывания в домашних условиях. Пусть это будут самые простые команды, например: «Место», «Лежать», «Нельзя», «Фу», «Ко мне». К 6 месяцам собака уже освоит их, и на прогулке вам останется только закрепить полученный результат.

Возраст 6-месячного щенка примерно равнозначен возрасту 10-летнего ребенка. Продолжается активное исследование окружающего мира. Он уже более уверен в себе, и ему по силам более сложные задания, например «Стоять» или «Ждать». Щенку трудно оставаться неподвижным долгое время, усложняйте задания постепенно, начиная с короткой выдержки. Постепенно можно учить щенка апортировке. И, конечно, все занятия нужно проводить в форме игры, обязательно делая перерывы и не переутомляя питомца. Ведь в таком юном возрасте его нервная система крайне чувствительна.

Занятия надо чередовать с игрой с другими собаками, общением с людьми и прогулками в разных незнакомых местах. Это позволяет социализировать его и приучает к послушанию в разных условиях и незнакомых местах.

С 6 до 10 месяцев щенок превращается в молодую собаку. У него уже поменялись зубы. Он физически окреп, а половое созревание вынуждает его определиться со статусом в вашей семье. Вот тут и пригодится то, что вы кропотливо закладывали в его юную голову с первых дней жизни в вашем доме.

Главная задача — объяснить молодой собаке, что именно вы хотите от нее, какое поведение считаете допустимым в определенных условиях, какое не допустимо ни при каких обстоятельствах. Все члены семьи, включая самых маленьких и пожилых, должны придерживаться тех же установленных правил. Если хозяин сумел правильно расставить приоритеты, будет последователен в требованиях, не унижая собаку, не обращаясь с ней грубо, то собака вырастет послушной, даже если с ней не проходили специальные курсы дрессировки.

Важно помнить, что собака консервативна, она любит предсказуемость, ей легче жить в условиях установленных и нерушимых правил.

Приучение щенка к туалету

Когда вы привезете щенка домой, он, скорее всего, еще не будет полностью приучен к туалету, поэтому в первые недели его жизни у вас могут случаться «конфузы».

Щенки, выращенные в хороших условиях, четко понимают границы своего обитания и быстро выбирают место для своих нужд, обычно в удалении от места сна, куда можно положить пеленку до полного приучения к улице.

Есть ряд приемов, которые помогут избежать такой ситуации:

  • Уточните у заводчика, был ли щенок приучен ходить на пеленку. Если да, выберите укромное место, где щенка никто не будет беспокоить, и разложите пеленку необходимого размера в зависимости от размера щенка. Если щенок не был приучен к пеленке, заприметьте места, куда щенок присаживался, и разложите их там. Хвалите, если он сходил на пеленку. Постепенно сдвигайте ее на то место, которое будет удобно вам.
  • На короткий период можно посадить щенка в манеж или клетку, когда не можете присматривать за ним. Собаки редко ходят в туалет там, где они спят, так как считают такие места безопасным для себя пространством и стремятся содержать их в чистоте.
  • Установите регулярный режим кормления. Это облегчит вам уход за щенком, так как его, скорее всего, нужно будет вывести в туалет после кормления.
  • Важно поощрять щенка за «хорошее поведение», поэтому хвалите его, когда он сделает «свои дела» на улице.
  • Если вы живете в частном доме, выходите на улицу вместе со щенком, чтобы вы могли похвалить его вовремя.
  • Никогда не наказывайте и не ругайте щенка, с которым произошел конфуз. Вместо этого старайтесь предотвратить подобные случаи, чтобы у него была возможность сделать это, когда ему это нужно.
  • Не ждите от щенка «сигнала» о том, что ему нужно в туалет. Большинство собак не научатся сообщать о своих нуждах, пока не смогут сдерживать позывы в доме. Выгуливайте питомца регулярно.

Выводите щенка часто — после каждого кормления и после сна, а также перед ночным сном и утром, как только встаете сами, чтобы он привык к такому графику. Поначалу каждый раз выводите его в одно и то же место, чтобы он узнавал свой запах.

Если вы заметите, что он кружится или нюхает пол в помещении, это явный признак того, что ему нужно в туалет. В случае «конфуза» не ругайте щенка, но продезинфицируйте это место, чтобы устранить запах. Однако не убирайте, пока он находится в комнате, чтобы избежать повышенного интереса с его стороны, и не пользуйтесь средствами на основе хлора.

Источник

В каком возрасте стоит начинать обучение собаки?

Один из самых насущных вопросов у любого владельца- возраст начала дрессировки щенка. Это понятно: собака одна, любимая, и никому не хочется сломать ее психику. На мой взгляд, как максимальный, так и минимальный возраст начала дрессировки ограничивается только соображениями разумности.

Не слишком разумно начинать какую бы то ни было серьезную работу с трехнедельным щенком, но под большим вопросом и целесообразность начала занятий с собакой в пятнадцать лет, когда она уже не вполне адекватно оценивает окружающую действительность. Все, что лежит между этими полюсами, достаточно разумно.

В каждом правиле есть исключения

У меня был пес с непростой судьбой, которого начали учить только в 12 лет. Так получилось, что он всю жизнь прожил в деревне, а по сути- просто сидел на цепи возле дома. Его пожилая хозяйка умерла, и родственники забрали собаку в город. Пес никогда не был в подобных местах, поэтому требовалось объяснить ему определенные правила поведения и научить выполнять простые команды, необходимые для безопасной жизни в городе. Мы проработали с ним немного, всего пару недель, но я навсегда запомнил, какую радость он испытывал от похвалы, как ценил внимание человека и насколько старался выполнять упражнения, несмотря на то, что к этому возрасту уже практически ослеп и с трудом слышал.

Читайте также:  У щенка йорка нет яичек

Был и опыт работы со щенком золотистого ретривера, которому едва исполнилось полтора месяца. В 2010 году руководитель питомника, где родился малыш, заинтересовалась возможностью научить собаку выполнять команды в как можно более раннем возрасте и попросила меня помочь. Отдача получилась невероятной. Работа продолжалась на протяжении нескольких месяцев, в конечном итоге превратившись в цикл видеоуроков «Александр и Александра». Правда, на тот момент мы не догадывались о подводных камнях настолько раннего начала обучения.

Дело не только в возрасте

Дрессировка- это не школа и не детский сад для собаки. Банально, но занятия в первую очередь необходимы человеку и решение о начале занятий со специалистом ему нужно принимать именно на основе своих ощущений от поведения собаки. Насколько комфортно или не комфортно жить с собакой? Другими словами, если общаться с собакой дома или гулять на улице стало некомфортно, то лучше поскорее пригласить кинолога: скорее всего, возникшие проблемы с возрастом не только не решатся, а станут еще острее.

Справедливо и обратное: несмотря на то, что все кругом рекомендуют обязательно проходить с собакой хотя бы начальный курс обучения, я считаю, что во многих случаях серьезной необходимости в этом нет. Если поведение собаки устраивает хозяина и при этом она не доставляет проблем окружающим, то менять что-то в их отношениях я не вижу смысла. Зачем? Я бы только порекомендовал иметь в виду, что в случае возникновения сложностей нужно как можно раньше обратиться к специалисту хотя бы за разовой консультацией.

Наверняка найдутся те, кто осудит такую позицию и в очередной раз скажет, что подобные слова «странно слышать от кинолога». Ну что ж, это их право. Мне, как психологу, хорошо известно, что нельзя вылечить пациента, которого все устраивает. Заинтересованность владельца собаки является ключевым фактором, определяющим успех обучения.

Старое правило из «Законов Мерфи» гласит: «Под давлением все ухудшается». Нет мотивации- нет результата, собака не будет умнее и послушнее. Гораздо больший стресс вызовет осознание количества впустую потраченных времени и денег. Когда владелец начинает заниматься, потому что «так надо» или «мне так сказали», о реальной заинтересованности не может быть и речи. Кому от этого станет лучше?

С другой стороны, если принято решение пригласить кинолога и начать обучение, то тянуть не стоит. Работать с 3-4 месячным щенком значительно проще, чем с 5-6 месячным, и тем более с 8-9 месячным. Многие исследователи отмечают, что те собаки, с которыми начали обучение в раннем возрасте, вырастают гораздо более сообразительными, чем их сверстники. Естественно, ничего страшного, если собаке уже больше полугода: учить можно и нужно, но обучение может растянуться на чуть больший срок. Это связано и с уже закрепившимися, но не всегда полезными, привычками владельца, и с тем, что у собаки в этом возрасте ярче проявляется характер. Договориться с ней бывает ощутимо сложнее.

Несколько лет назад, работая с золотистыми ретриверами из питомника Амберголд, я получил возможность параллельно обучать нескольких собак совершенно разного возраста, от полугода и до двенадцати лет. Это позволило мне воочию увидеть разницу в скорости обучения молодых и зрелых собак, почувствовать, как быстро понимают меня разные собаки и насколько долго им приходится что-то объяснять, как быстро у них закрепляется тот или иной навык.

Руководитель питомника дала мне карт бланш и позволила не форсировать работу. Обучать собак элементарным командам не было необходимости: стояла задача разнообразить жизнь собак и дать им возможность почувствовать себя «в деле», занимаясь каким-нибудь интересным делом. Апортировка, поиск, фристайл, трюковая дрессировка- в ход шло все, что можно придумать.

Некоторые собаки начали принимать меня и относиться с уважением только через полгода регулярного общения. Потрясающе умная шестилетняя сука Желток оставила попытки заставить меня играть по своим правилам примерно через 7 месяцев, восьмилетняя Ариша приняла меня почти через 10 месяцев. Ситуация осложнялась и количеством собак, ведь в общении один на один договориться всегда проще. Занятия с несколькими собаками одновременно часто напоминали мультик про осьминожек из моего детства: «кого ни разу не кормил, кому шестнадцать ложек влил».

Я заметил, что заниматься с молодыми собаками гораздо легче, несмотря на их кипучую энергию, которая иногда мешала работе. Они берутся за все с большим энтузиазмом, стараются буквально выпрыгнуть из шкуры, чтобы на них обратили внимание, но при этом совершают большое количество ошибок. Зрелые собаки ждут, чтобы их заинтересовали, они как бы оценивают- а стоит ли? Приходится преодолевать уже сложившиеся привычки взрослых собак, но работать с ними иногда гораздо комфортнее, чем с молодыми. Именно комфортнее, но не легче.

Развлекитесь: в качестве иллюстрации предлагаю посмотреть запись одного из наших уроков с Желтком. Это было в 2010 году. Мы, как обычно, развлекались, отрабатывая элементы будущего танца, когда Татьяна, руководитель питомника, просто взяла камеру и стала нас снимать. Какая уж тут демонстрация достижений! Желтку на момент начала обучения было уже шесть лет, договориться с ней стоило немалого труда. Она была очень умной и сообразительной собакой, которая знала себе цену. Если что-то шло не так, как она хотела, Желток просто отворачивалась и уходила, делая вид, что все это пустое и не стоит ее внимания.

Взяв собаку, подумайте о работе с ней. Не тяните, если решение принято, и лучше начинайте уже с 3-4 месяцев. Собаке, пришедшей к Вам из приюта, перед началом занятий нужно дать две-три недели на адаптацию, вне зависимости от возраста. Не напрягайте себя, работайте по желанию, а не под принуждением, но обязательно пригласите специалиста, когда поведение собаки начинает вас беспокоить. В конечном итоге общение с собакой должно приносить удовольствие, а не становиться причиной стресса.

Источник

С какого возраста можно дрессировать щенка?

Щенок способен обучаться с рождения, но, пока он слепой и глухой, очень трудно подобрать подходящее ему подкрепление. В возрасте около 2-х недель у щенка открываются глаза и он начинает покидать свое «логово» – место, в котором живет счастливая мама с потомством. Выползая из домика, он знакомится с окружающим миром. В это время дрессировать его уже проще, но занятия могут вызвать сильное беспокойство у его матери, а это небезопасно – и для собаки-матери, и для щенков, а иногда – и для людей.

Читайте также:  Можно выводить щенка улицу после прививки

Любопытная особенность щенков до трехнедельного возраста — их малая восприимчивость к негативному опыту. Их уже возможно обучать с помощью положительного подкрепления, хотя, для формирования стабильного навыка, повторений нужно на несколько порядков больше, чем в 4 недели. А вот под действием наказания в этом возрасте щенок практически не обучается. Я думаю, что каждый из моих читателей скажет, мол, неужели кто-то наказывает таких крошек? Конечно, специально обучением таких маленьких щенков занимаются только ради науки, в экспериментах. Но не специально, в жизни, случается, что щенок получает травму. И, если вы — человек, который помогает таким несчастливцам, вам полезно будет знать, что травма в таком раннем возрасте приносит вред физическому развитию, но, в гораздо меньшей степени, поведенческому. А вот позже, примерно с полутора месяцев, ситуация полностью меняется. Если, скажем, щенок с матерью находится в опасном окружении, и вы не можете помочь всему собачьему семейству, щенка надо постараться забрать до 4-6 недельного возраста.

В четырехнедельном возрасте щенок подвижен, весел и доверчив. У него начинается период социализации, когда он учится общаться с сородичами, людьми и окружающим миром. С 3 и до 16-20 недель (это зависит от особенностей породы) щенок должен познакомиться с как можно большим количеством типов людей, собак и ситуаций.

В это время ему необходимо выучить язык своего вида, иначе он не сможет общаться с сородичами, не станет интересоваться противоположным полом, не будет способен позаботиться о собственном потомстве. Если щенок этого возраста будет общаться только со взрослыми людьми, он не поймет, что маленькие дети – это тоже люди, и даже может начать на них охотиться. Крайне важно, чтобы щенок был хорошо социализирован, поэтому с 3 до 16 недель – это критический возраст, определяющий всю последующую жизнь вашего любимца.
Естественно, что это также лучший возраст для начала дрессировки, потому что:

  • 1) Дрессировка – это не только и не столько обучение навыку. Обучая собаку, вы даете ей ключ к пониманию человека. Она начинает отличать похвалу от порицания, выучивает ваши жесты, лучше привязывается к хозяину, научается понимать, куда направлено ваше внимание.
  • 2) Дрессировка – это путь к мягкому, дружескому общению с собакой. Практически каждую команду запрета, вроде «фу!» или «нельзя!», можно заменить командой «ко мне» или «сидеть». Если щенок схватил тапок или оперся на вас передними лапами, наказание лишь направит его внимание на то, что он делает. И хотя он может начать бояться наказания (или самого хозяина), он уже не забудет о тапках или своих лапах на хозяйском пальто. Команда говорит собаке не о том, что ей делать нельзя, а о том, что ей в этой ситуации следует делать. Тогда внимание щенка оказывается направлено на выполнение команд, они закрепляются, а нежелательное поведение исчезает из его памяти.
  • 3) Дрессировка – это способ разнообразить жизнь щенка, а значит и лучше его социализировать. Занимаясь с собакой, не пуская ее развитие на самотек, вы сами почувствуете, чего именно ваш щенок побаивается, с чем еще его нужно познакомить. А во время занятий он будет постоянно справляться с новыми для него задачами и развивать свою сообразительность.
  • 4) В возрасте примерно от 3 до 12 недель у щенка развивается игровое поведение (в возрасте 9 недель игровое поведение достигает максимума). Если пропустить этот период, разыграть собаку будет значительно сложнее, и она предпочтет выполнять команды за лакомство, игрушки будут интересовать ее в меньшей степени.

Это не имеет значения, если речь идет о домашнем любимце, но спортсмены-кинологи знают, насколько ценна любовь к играм у собак при подготовке к выступлениям в курсах по послушанию, аджилити, фристайлу, а также защитной службе – хорошая работа зависит от того, как много и правильно с собакой играли в детстве.

Некоторые собаки — как гениальные дети, они предпочитают занятия играм со сверстниками. Однако, вы должны понимать риски. То, что решение головоломок им дается проще, чем общение, не означает, что общение им не нужно — а, скорее, наоборот, это — их слабое место и им необходимо помочь в этом. Вы можете найти группы социализации, либо подыскать хорошую компанию с разнообразными собаками для своего щенка. Дайте щенку обнюхаться, поиграть. Затем отойдите в сторону, позанимайтесь, потом скажите, например: «Гуляй», и вернитесь к собакам. Выждите минут десять, дайте возможность щенку поиграть (и не реагируйте на его просьбы о занятиях в эти десять минут). Потом дайте сигнал к продолжению занятий, отойдите и так далее. То есть, проще говоря, ваша задача — давать регулярную возможность щенку общаться с сородичами. Вам не нужно фанатично отказывать щенку в занятиях и бегать за каждой собакой, чтобы они пообщались. Но, также, будет ошибкой в период социализации щенка заниматься только дрессировкой. Период социализации быстро проходит и он не восполним. Социализация возможна только до начала полового созревания у собаки.

Есть две очень серьезные причины, почему с собаками начинают заниматься дрессировкой позже 16 недель:

  • 1) Прививки . К сожалению, в больших городах вероятность подхватить смертельно-опасную инфекцию для щенка очень велика, поэтому к прививкам приходится относиться внимательно и соблюдать карантин. Однако, пока идет карантин, щенок пропускает период социализации. Хозяину нужно помнить, что 15 лет с «сумасшедшим психом» в квартире не доставят ему никакого удовольствия, даже если этот хвостатый ненормальный будет физически здоров. Поэтому как только карантин закончен, нужно не теряя ни минуты заниматься социализацией собаки. Обычно у хозяев есть в запасе всего 2-4 недели для того, чтобы восполнить пробелы в развитии своего питомца.
  • 2) Методы дрессировки. Экспериментально доказано, что дрессировка, основанная на так называемой «механике» (когда на собаку давят руками, пытаясь сформировать ее позу) приводит к тому, что собака «глупеет». Она перестает проявлять инициативу и не пытается решить задачу самостоятельно. Такая дрессировка не помогает щенку развиваться, а, наоборот, портит его.

Возраст около 16 недель – это все еще возраст с очень сильной памятью. К тому же у многих собак (это зависит от породы вашего питомца) 3-4 месяца – это начало «возраста страхов», когда щенок учится различать опасное от безопасного. Все события, происходящие с щенком и окружающими его людьми и собаками, буквально «впечатываются» в память малыша. Если вы станете наказывать щенка физически, либо если кто-то жестко накажет свою собаку в присутствии вашего питомца, это будет иметь последствия: в страхе всех людей или людей с какой-то особой внешностью, возможно, в страхе собак или особых ситуаций. Скажем, если при вашем щенке кто-то на дрессировочной площадке жестоко наказал свою собаку, так, что та поджала хвост или даже завизжала, ваш щенок запомнит, что на площадках собаки испытывают боль. Это скажется и на занятиях в группе, и на спортивных выступлениях.

Читайте также:  Выпадение зубов у щенка цвергпинчера

Так как раньше (в России — еще 30 лет назад, в США — 50 лет назад) методы дрессировки на положительном подкреплении были малоизвестны, собак дрессировали практически исключительно «механикой». К 6 месяцам собака уже заканчивает период социализации, ее поведение сформировалось, и негативный опыт уже не оказывает такого сильного влияния. В этом причина, почему в старых книгах о собаках рекомендуют начинать дрессировку с шести, и никак не раньше четырех месяцев.

Дрессировка щенка в возрасте около до 6 мес, чтобы она принесла пользу и собаке, и хозяину, должна включать в себя лишь два метода.

  • 1) На положительном подкреплении с наведением. Собаку учат следовать за кусочком лакомства или игрушкой. Затем заводят лакомство таким образом, что щенку приходиться сесть, лечь, встать или сделать что-либо еще, чтобы достать поощрение. См. подробнее «Базовая схема»
  • 2) Шейпинг. Хозяин наблюдает за собакой и, как только она сделала случайно какое-то нужное движение, дает ей лакомство. Сперва нужное движение собака делает очень редко, и дрессировщику нужно поощрять каждый намек на нужное движение (каждые несколько секунд вы должны поощрять!). Постепенно собака начинает понимать, что между каким из ее движений есть связь с поощрением. Освоив таким образом несколько команд, собака начинает сама придумывать и предлагать хозяину то или иное движение – человеку остается лишь выбрать что развивать, до какой степени.

Всё больше и больше дрессировочных площадок, где инструкторы используют описанные два метода при обучении всех собак: и щенков, и взрослых. Такая дрессировка безопасна для психики собаки любого возраста, к тому же она позволяет достичь гораздо более высоких результатов в обучении и помогает наладить взаимопонимание между собакой и хозяином. Поэтому начинать заниматься в группах воспитательной дрессировки на таких площадках можно сразу по окончании карантина или через 2 недели после появления щенка в вашем доме. Лучший возраст щенка для начала занятий – 3,5-4 месяца.

Источник



Первые команды для щенка

Прежде всего необходимо научить щенка отличать вас от посторонних людей и подходить к вам по команде. Каждый раз, когда щенок вам нужен, окликайте его по кличке и давайте в ласковой интонации команду «Ко мне!».

Обучаем щенка команде «Ко мне!».

Подбежавшего щенка приласкайте и дайте маленький кусочек лакомства. На улице, если щенок, теряя вас, бежит за посторонним человеком, также окликайте его и подзывайте. Постепенно щенок приучится отличать вас по виду и запаху от посторонних, привыкнет к вашему голосу. Если щенок не подходит к вам, то никогда не бегите за ним, а делайте вид, что убегаете от него, или присядьте. Вид убегающего хозяина вызывает у щенка стремление догнать, а присевший хозяин пробуждает любопытство. В том и другом случае подбежавшего щенка приласкайте и дайте лакомство.

Если вы вынуждены гулять со щенком на привязи, надо давать ему возможность бегать на длинном поводке. Периодически следует подзывать щенка к себе, каждый раз давая лакомство и лаская, затем снова отпускать бегать. Очень важно, чтобы команда «Ко мне!» не была связана у щенка с окончанием прогулки, а вызывала лишь приятные ощущения — ласку хозяина и получение лакомства.

Запрещается наказывать подошедшего к вам по команде щенка, даже если он был перед вами «виноват»: в следующий раз щенок к вам не подойдет, а услышав команду «Ко мне!», будет убегать.

Чтобы щенок не мешал вам, нужно приучить его к команде «Место!».

Приучаем щенка идти на «Место!».

Каждый раз, когда, наигравшись, малыш засыпает посреди комнаты или в любом другом месте, следует дать команду «Место!» и отнести его на подстилку. Команда «Место!» дается строгим голосом. Если вам надо вымыть или подмести пол, а щенок гоняется за тряпкой, следует также применить команду «Место!» и отнести его туда. При попытке щенка бежать за тряпкой необходимо вновь повторить команду и снова отнести его на место.

Щенок очень быстро привязывается к человеку и в одиночестве скучает. Если вы работаете за письменным столом или делаете другую сидячую работу (шьете, вяжете), не запрещайте ему лежать у ваших ног.

Если же малыш пытается бежать за вами на кухню или в коридор (в коммунальных квартирах), запрещайте ему это, говоря строгим голосом «Домой!» и возвращая его в комнату. Первое время вам придется прикрывать за собой дверь, но постепенно щенок поймет, что выходить за вами из комнаты без команды нельзя, и дверь можно будет держать открытой.

Что нужно запрещать щенку?

Первое время щенок не умеет отличать съедобные предметы от несъедобных, свои игрушки от вещей домашнего обихода. Этому нужно учить терпеливо и настойчиво с первых дней жизни щенка в вашем доме. Многие любители ошибочно считают, что пока щенок маленький, ему можно все простить, а когда вырастет, то сам перестанет делать то, что нельзя.

Помните: все, чего не должна делать взрослая собака, не разрешайте и щенку.

Например, если вы не хотите, чтобы взрослая собака, гуляя на улице в плохую погоду с кем-либо из вашей семьи, увидев вас, бросалась ласкаться и вставала лапами вам на грудь, никогда не позволяйте этого делать щенку. Собака не умеет анализировать. Она не поймет, что вы рассердились на нее за испорченный лапами костюм и за то, что вам просто больно. Она со щенячьего возраста привыкла так выражать свою радость, а ваш гнев ей непонятен. Она начинает бояться хозяина.

Если, гуляя по улице, щенок хватает отбросы, камни и т. д., давайте строгим голосом команду «Фу!» и тут же вынимайте все из его рта.

Требовать и наказывать щенка нужно правильно.

Но не злоупотребляйте запрещающей командой «Фу!». Ее следует применять лишь тогда, когда щенок пытается взять в рот что-либо или броситься на кого-либо. В остальных случаях нужно привлечь щенка к себе. Например, если щенок забегает в чужой подъезд, не следует кричать «фу!», а надо дать команду «Ко мне!».

Если щенок тащит книгу или обувь, дайте в угрожающей интонации команду «фу!». Потом заберите вещь и положите на место. В случае, когда щенок проявляет настойчивость и хватает вещь снова, повторите команду «Фу!» и легонько ударьте щенка этой вещью.

Отдавайте четкие команды.

Обучаем щенка команде «Сидеть!».

Учим щенка показывать зубы.

Обучение щенка апортировке и преодолению препятствий.

Учим щенка команде «Лежать!».

Чередование команд и выдержка.

Приучаем щенка к шлейке, ошейнику и поводку.

Передвигаемся вместе со щенком.

Приучаем щенка к ношению намордника.

при использовании материала

Источник