Меню

Кто должен отлавливать бродячих собак по закону

В России изменились правила отлова бродячих животных

Теперь у бездомных кошек и собак два пути – улица или приют, комментирует новый закон председатель совета общественной организации «Общество охраны природы Сибири» Александр Станковский.

«Отловленных животных без владельцев должны немедленно передавать в приюты. Но поскольку таких учреждений явно не хватает, безнадзорных кошек и собак, если они не проявляют агрессии, согласно положениям федерального закона, можно возвращать в прежние места обитания после стерилизации, маркировки и вакцинации против бешенства и других опасных заболеваний», – рассказывает эксперт издания «Ветеринария и жизнь».

Другие способы обращения с бездомными животными считаются негуманными. Усыплять безнадзорное животное можно только по ветеринарным показаниям, в случае тяжелой болезни или травмы, поясняет эксперт.

По мнению зоологов, даже стерилизованная и вакцинированная собака после возвращения на улицу опасна для человека.

«Стерилизованные псы будут вести себя спокойнее. Но не нужно забывать, что собаки – стайные животные, у них есть своя иерархия, они будут жить по законам стаи и нападать вместе со всеми, если, например, возникнут проблемы с пищей», – говорит Александр Станковский.

К предпринимателям, которые занимаются отловом бродячих собак и кошек, по новому закону предъявляется большой список требований. Например, им запрещено применять вещества и приспособления, которые могут травмировать или убить животное. Стоит отметить, что по закону они несут ответственность за их жизнь и здоровье. Транспорт необходимо оборудовать спецсредствами. Например, там должны быть поилки и аптечки. В законе отдельным пунктом прописано, что во время отлова должна идти видеозапись, также необходимо фиксировать на видео и процесс возвращения животных в прежние места обитания.

«Осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность», – говорится в законе.

По мнению зоозащитников, вступившие в силу нормы вряд ли уменьшат количество бездомных животных на улицах.

«Безнадзорных собак и кошек будет становиться больше за счет выброшенных животных. И пока не будет введена поголовная система идентификация домашних животных, ситуация не изменится, – считает Александр Станковский. – Когда мы сможем определить хозяина выброшенного животного и он будет нести финансовую ответственность за своего питомца пожизненно, пусть даже животное будет находиться в приюте, только тогда количество бродячих кошек и собак пойдет на убыль».

Россия – единственная страна в ЕАЭС, которая до сих пор не начала регистрацию животных на национальном уровне, ранее отмечал в интервью «ВиЖ» замруководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. По мнению эксперта, на уровне страны система маркировки должна быть единой, а оператором этой системы может стать Россельхознадзор.

Законопроект об идентификации домашних животных подготовлен Минсельхозом. Маркировке будут подлежать не только домашние кошки и собаки, но и все сельскохозяйственные животные: свиньи, коровы, птицы, кролики, пушные звери, выращиваемые в искусственных водоемах рыбы, а также пчелы.

Поголовная регистрация животных поможет бороться с возможными локальными вспышками инфекций, считают в Минсельхозе. Специалисты смогут оперативно определять источники, негативно влияющие на эпизоотическую ситуацию или пищевую безопасность, и их устранять, прокомментировали в ведомстве.

Подпишитесь на нас в Я НДЕКС.НОВОСТИ и в Telegram , чтобы читать новости сразу, как только они появляются на сайте.

Источник

Россельхознадзор разъясняет: кто несет ответственность за бродячих животных

В Управление Россельхознадзора по Челябинской области поступило обращение жительницы Кизильского района Челябинской области, которая интересовалась, кто ответственен в населенном пункте за наличие бродячих животных, кто наделен полномочиями по контролю их количества.

Проблема с бродячими животными актуальна для многих российских городов. Сотни безнадзорных собак и кошек бегают по улицам наших городов, собираются в стаи, тем самым, представляя реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В итоге – нанесение вреда здоровью людей, летальные исходы. Основной формой работы с безнадзорными и бездомными животными является безвозвратный отлов, то есть изъятие из городской среды без последующего возвращения животных на место отлова, и помещение отловленных животных в приюты.
В марте 2015 года Президент РФ В.В. Путин утвердил разграничение ответственности регионов и муниципалитетов за отлов бездомных животных, подписав Федеральный закон «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и статьи 141 и 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Федеральный Закон устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Федеральным законом также предусматривается, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением и внутригородского района имеют право осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории соответствующего муниципального образования. Закон устранил правовую неопределенность в вопросе, какие органы власти наделены полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Ранее принятым законом Челябинской области от 28.03.2013 № 478-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области были наделены отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по отлову, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, транспортировке, умерщвлению и захоронению (утилизации) трупов безнадзорных животных, а также содержанию и лечению безнадзорных животных или передачи их в добрые руки новых хозяев.
Закон Челябинской области от 28.03.2013 № 478-ЗО не только позволяет органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления Челябинской области принимать нормативные правовые акты, но и предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Челябинской области в соответствии с законодательством РФ за неосуществление или ненадлежащее осуществление переданных государственных полномочий в соответствии с компетенциями муниципалитета в этой сфере.
На рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», которым предполагается урегулировать целостность вопросов обращения с безнадзорными животными, включая рамки отношений человека и животного, обращения с животными, ответственность людей за нарушение правил обращений с животными. К сожалению, этот законопроект рассмотрен только в первом чтении 23.03.2011 г., второе чтение пока не прошел.
Вместе с тем, необходимо помнить, что проблема безнадзорных животных – это и вина безответственного, жестокого отношения людей, которые сами становятся жертвами. Как решить проблему бездомных животных и научить людей ответственному отношению к четвероногим друзьям? К сожалению, до сегодняшнего дня приходится решать только следствие проблемы – заниматься отловом безнадзорных животных.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области наделено функциями по контролю и надзору в сфере ветеринарии, функциями по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также такими функциями, как предупреждение, выявление и пресечение нарушений ветеринарного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Читайте также:  Каневской питомник для собак

Как пишет челябинский сайт Сhelyabinsk.ru, по официальным данным, за год в Челябинске отлавливается около шести тысяч бродячих животных. Согласно муниципальному контракту зоозащитным организациям, которые имеют договор с Горэкоцентром, передается 10% от пойманных кошек и собак. Остальные 90% – утилизируются.

Видеопедия. Карантинные объекты Российской Федерации

Источник

Разъяснения Комитета по вопросу исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных

В настоящее время отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как санитарно-эпидемиологические мероприятия; организация и проведение указанных мероприятий должно осуществляться при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 9.2 и 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54). Сложившаяся правоприменительная практика также исходит из того, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (см., например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 32-В09-22, письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. № 06-04-11/01-348).

В связи с чем, в целях более четкой регламентации рассматриваемой сферы правоотношений Федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 14 1 и 16 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ) были внесены соответствующие изменения в подпункт 49 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации было отнесено решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Указанное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

При этом по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26 3 указанного Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Следует также иметь ввиду, что согласно пункту 6 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отлова и содержания безнадзорных животных органам местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Требования и порядок наделения такими полномочиями органов местного самоуправления определен статьями 19 – 21 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

С учетом указанных правовых норм во многих субъектах Российской Федерации рассматриваемые полномочия переданы органам местного самоуправления в установленном порядке (Закон Томской области от 11 апреля 2013 г. № 51-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных», Закон Тульской области от 3 июня 2013 г. № 1952-ЗТО «О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закон Приморского края от 29 сентября 2014 г. № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закон Московской области от 28 декабря 2016 г. № 201/2016-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными» и др.).

Читайте также:  Маленькие породы собак для охраны участка

Тем самым, какой-либо правовой неопределенности в вопросе исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваемых полномочий Комитетом не усматривается.

При рассмотрении вопроса о расширении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и отнесении к ним также установления правил содержания животных в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации следует отметить следующее.

Согласно статье 2.4 Закона о ветеринарии требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных устанавливаются ветеринарными правилами содержания животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания. При этом разработка и утверждение ветеринарных правил отнесены к полномочиям Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона о ветеринарии).

Вместе с тем, представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Одним из таких шагов, по нашему мнению, может послужить скорейшее принятие проекта федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», находящегося на стадии подготовки ко второму чтению. В частности, данным законопроектом устанавливаются основные принципы правового регулирования в области обращения с животными, требования при обращении с животными, порядок содержания и регистрации животных, обращения с безнадзорными животными, а также определяются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными. Ответственным в работе над указанным законопроектом назначен Комитет Государственной Думы
по экологии и охране окружающей среды.

Источник



Бездомные собаки: куда обращаться, кто занимается отловом

Бродячая собака не опасна, только пока она сыта и имеет место для ночлега. Со временем пищи становится меньше, несколько бездомных собак сбиваются в стаю, чтобы силой добывать пропитание. С этого момента животные начинают представлять серьезную угрозу жизни и здоровью людей. Стая агрессивна, многие псы заражаются опасными заболеваниями, передавая их друг другу, а затем и человеку. Ниже рассказано, что делать, если по улицам бродят бездомные собаки, куда обращаться, если человек не знает, кто занимается отловом бродячих собак.

Опасность, исходящая от бродячих собак

Предком собаки был дикий волк, потому у животного на подсознательном уровне сохранились многие его повадки, внешне подавленные культурной средой и близким соседством человека. Бродячая собака, лишенная заботы со стороны хозяина, быстро дичает, волчьи инстинкты берут верх над собачьими. Животное становится опасным, оно начинает проявлять агрессию к другим животным и человеку.

К сведению! Одинокие псы, вынужденные самостоятельно искать пропитание, образуя стаи, могут напасть на беззащитных людей и стать причиной их гибели.

Но даже если псина не агрессивная, она все равно потенциально опасна, является переносчиком таких заболеваний, как:

  • бешенство. Болезнь развивается после укуса. Передавшийся вместе с ним вирус поражает нервную систему. Если человек своевременно не получает нужного лечения, он умирает от паралича сердца. Перед этим появляются различные галлюцинации зрительного и слухового характера, отказывают руки и ноги, наблюдается обильное выделение слюны. В последние годы в РБ и РФ наблюдается рост заболевших бешенством животных;
  • эхинококкоз. В шерсти собаки прячутся не только блохи, но и другие опасные паразиты. Эхинококки проникают во внутренние органы человека и остаются там, выделяя токсины, в течение многих лет. Это может стать причиной возникновения серьезных проблем со здоровьем и летального исхода;
  • лептоспироз. Опасные бактерии, проникая через слизистые человека, во внутренние органы, вызывают болезненные мигрени и боли в мышцах. Заразившийся может умереть.

Обратите внимание! Дикие собаки часто заражены несколькими видами аскарид, при близком контакте с ними человек может подхватить блох. Зараза передается и домашним животным — кошкам, крупному и мелкому рогатому скоту. Если поблизости от жилья появились бродячие собаки, то нужно знать, куда обращаться, чтобы обезопасить себя.

Куда следует обратиться по поводу отлова бродячих собак

За сокращение популяции бездомных собак — отлов, стерилизацию, помещение в питомники отвечает администрация того населенного пункта, в котором проживает гражданин. Обратиться с просьбой об отлове собак можно в местную ветеринарную станцию или к волонтерам.

Важно! Если со стороны администрации города никаких действий по улучшению ситуации не предпринимается, пишется жалоба в администрацию области или прокуратуру.

Обращение в администрацию муниципалитета

Отлов бездомных животных — это забота муниципальных органов власти (ФЗ РФ № 131-ФЗ). Обращение принимают в письменной форме в виде заявления. Документ составляется в двух экземплярах, передается отделу приема корреспонденции или в канцелярию. Второй экземпляр остается у заявителя, но на нем должно расписаться ответственное лицо, принявшее заявление.

Чтобы документ не затерялся среди других бумаг, а о принятом по нему решении можно было узнать в любое время, заявитель требует присвоения ему регистрационного номера.

  • ожидать ответа на обращение в течение 30 дней, после чего обращаться в вышестоящие инстанции или прокуратуру;
  • звонить и узнавать о мерах, которые планируется принять для решения вопроса с бездомными собаками.
Читайте также:  Почему болят суставы у собак

Обратите внимание! Лучше составлять коллективную жалобу-обращение, например, от жителей ближайших домов, района. В этом случае дело будет продвигаться быстрее.

Если была получена формальная отписка с сообщением о том, что заявление не поступало или содержащееся в нем требование по отлову собак не может быть выполнено в силу отсутствия компетенций, обращаются в администрацию субъектов РФ.

Обращение в местную ветстанцию

Ветеринарные службы не занимаются отловом собак, но они обязаны следить за соблюдением ветеринарно-санитарных правил и эпидемиологической ситуацией. Если существует реальная угроза жизни и здоровью людей, можно обратиться к ветеринару, он в свою очередь поставит в известность местные власти.

Если есть такая возможность, собак можно отловить самостоятельно, передав их в приют или в государственную ветеринарную службу для лечения и стерилизации.

Важно! К бешенным и агрессивным собакам лучше не приближаться, пусть их поимкой займутся профессионалы.

Жалоба в администрацию области

Документ составляется по тому же принципу, что и обращение в муниципалитет, но вместе с просьбой об отлове одичавших собак указывают также и на то, что вопрос не был решен местными властями. Доказательством служат второй экземпляр заявления, оставшийся на руках, и полученная отписка.

На рассмотрение жалобы отводится не более 30 дней. Если она остается неудовлетворенной, идут писать заявление в прокуратуру.

Обращение к волонтерам

Если в городе действует волонтерская организация, занимающаяся животными, обращаются к ее руководителям. Волонтеры чаще всего с готовностью откликаются на подобные просьбы. Они могут посодействовать в отлове и помещении диких псов в питомник.

Важно! Жители многоквартирных домов могут обратиться в ЖКХ или управляющую компанию. Сотрудники этих учреждений обязаны сообщить муниципальным властям о наличии проблемы, связанной с появлением бездомных животных на участке.

Как правильно подать жалобу

Все жалобы принимаются только письменно. В обращении указывают:

  • наименование структуры, которая выступает в качестве принимающей обращение стороны;
  • причину, побудившую его составить;
  • полные инициалы просителя;
  • адрес и телефон просителя для связи.

Перед поездкой в муниципалитет необходимо через Интернет или по телефону узнать о часах приема в учреждении. Муниципалитет работает в будние дни, но пожаловаться можно не всегда, а, например, в среду или пятницу.

Петля для поимки

Как происходит отлов

Раньше собак отстреливали. Сейчас умерщвляют только бешенных, представляющих опасность для окружающих, животных. Для отлова пользуются специальной палкой с петлей или сетью на конце — сачком. Агрессивных, но не больных животных усыпляют, для этого им вводят транквилизатор из пневмотрубки, дозу которого определяют исходя из представлений о примерном весе пса.

Важно! Отлавливают сразу всех собак по району, улице. Если домашний питомец выбрался за пределы домовладения без ошейника, его могут принять за бездомного и отправить в приют для собак. Чтобы этого не произошло, любимца семьи лучше чипировать и снабдить надежным ошейником.

Чаще всего единственные, кто занимается отловом бродячих собак — это сотрудники Спецавтохозяйства. В некоторых случаях бездомных животных отлавливают частные организации, заключившие контракт с конкретным муниципалитетом и получившие лицензию.

Что потом происходит с собаками

  • на месте помещают в клетку;
  • отвозят в специальный питомник;
  • размещают в вольере с будкой;
  • кормят и поят;
  • осматривают ветеринары.

Бездомному псу делается инъекция против бешенства и паразитов. Если у него есть блохи, то избавляются от них старым способом — собаку купают. Под кожу животного вживляют чип с информацией о времени и месте его поимки.

К сведению! В приемниках еще и стерилизуют, чип вешают на ухо, чтобы людям, занимающимся отловом, было понятно, что пес уже бывал в приюте и прошел необходимые медицинские процедуры, не представляет опасности для окружающих.

Получившие чип и необходимое лечение псы отпускаются на волю. Усыплению подлежат только единицы из всех пойманных животных — слишком старые, больные или опасные. Некоторым здоровым особям находят новых хозяев. В приемнике псов держат не больше 10-12 дней.

Если на жалобу не реагируют

Помочь в разрешении конфликта, связанного с отсутствием реакции на обращение по поводу бездомных животных, может только прокуратура. При составлении жалобы в эту инстанцию действуют точно так же: 2 экземпляра заявления, регистрация обращения в канцелярии, ожидание ответа. При этом в самой претензии нужно указать на то, что были пройдены уже две инстанции, а вопрос все еще не решен.

Обратите внимание! Если прокурор сочтет просьбу подлежащей удовлетворению, выносится предписание, которое муниципалитет или областная власть будут обязаны выполнить в принудительном порядке. Обратившееся в прокуратуру лицо вправе требовать также и наказания для нерадивых чиновников.

Как регулируется вопрос об отлове бродячих собак

Отлов животных осуществляется на основании ФЗ РФ № 131-ФЗ, санитарных и эпидемиологических норм. Весь процесс от момента изъятия собаки из привычной ей среды обитания до возвращения обратно на улицу документируется теми, кто занимается отловом собак. Если пес погиб или был умерщвлен, составляют специальный акт о смерти, труп утилизируют посредством сжигания в печи. Заняться этим должен ветеринар.

Важно! Сотрудники службы, которая забирает собак, не тревожат питомцев, оставленных на привязи у магазинов, поликлиник и других общественных мест, не изымают псов со двора частного домовладения без соответствующего приказа.

Бездомные собаки представляют значительную опасность для людей и домашних животных. Они являются переносчиками опасных заболеваний, сбиваясь в стаи, могут напасть на беззащитного старика или ребенка, причинив значительный вред здоровью. Контролировать их популяцию обязаны муниципальные власти. Если они этого не делают, граждане должны узнать о том, куда еще жаловаться на бездомных собак. Чаще всего такие обращения принимает прокуратура.

Источник