Меню

Какое поведение должно быть у щенка

Какое поведение должно быть у щенка

Выращивание и воспитание щенка дело очень ответственное, но благодарное. Если вы хотите вырастить своего любимца послушным, чистоплотным, жизнерадостным, не жалейте на это ни времени, ни сил. Начинать воспитание щенка следует как можно раньше, так как в раннем возрасте собака лучше воспринимает команды и быстрее учится.

Каждый щенок обладает не только определенными чертами характера, свойственными породе, к которой он относится, но и индивидуальными особенностями, что следует учитывать, приступая к обучению и дрессировке.

Щенок в период своего взросления проходит несколько этапов развития, которые у собак разных пород наступают в разное время. Каждый этап характеризуется определенными особенностями в поведении щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.

Этап социализации щенка – это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на возрастной период от 8 до 12 нед, как раз в то время, когда он появляется в вашем доме. В этом возрасте щенки очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой обстановки в хозяйском доме. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и другие звуки.

Ваш питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: это мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие-то животные, которые есть в вашем доме (кошки, хомячки).

Обычно к другим живым существам щенки относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а громкий лай малыша всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет.

В ПЕРИОД СОЦИАЛИЗАЦИИ ЩЕНКИ ИНТЕРЕСУЮТСЯ ВСЕМИ ОКРУЖАЮЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время вам уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!» и «Ко мне!», а позднее осваивать уже более сложные задания – команды «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!».

В возрасте 8-12 нед щенок обладает повышенной возбудимостью и неустойчивой психикой. В этот период ему просто необходимо ваше внимательное, чуткое и бережное отношение. Надо помнить, что стрессовые ситуации у щенка могут возникнуть не только в результате переутомления, но и, например, при проведении лечебно-профилактических манипуляций, вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, захватите с собой какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание вашего питомца от пугающих его процедур.

До достижения малышом 2-месячного возраста начинать занятия с ним нецелесообразно и даже вредно, потому что при дрессировке психика собаки подвергается огромной нагрузке, что может привести к стрессу.

При воспитании собаки нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны. Безграничная любовь, как и чрезмерная строгость в общении со своим питомцем, не поможет вам вырастить хорошую собаку.

Очень важно с первых дней общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину. Этот навык старайтесь вырабатывать у него даже во время игры. Очаровательная внешность щенка и его добродушный характер часто ведут к тому, что собаку с детства слишком балуют. Наказание в этом случае не приносит щенку особого огорчения, и он может стать капризным и своевольным.

Здесь непременно надо сказать об агрессивности, которая все-таки может присутствовать в поведении маленького щенка и которую часто не принимают всерьез. А это в корне неправильно. Щенку надо с самого начала решительно показать, что существует субординация в отношениях с человеком. Часто же бывает так, что хозяева только смеются, если щенок рычит или пытается укусить, например, в ответ на попытку поправить ему уши во время еды. Поэтому бывает невозможно у взрослой собаки отличить врожденную агрессивность от неправильного воспитания.

У некоторых пород собак встречается склонность к перееданию, явно превосходящая потребности организма собаки. Поэтому самый тяжкий труд для хозяина – держать свою собаку в хорошей форме, не перекармливать ее, иначе питомец станет толстым, вялым и малоактивным. Помните, что хорошая физическая форма – залог бодрости, жизнерадостности и долголетия вашей собаки.

Лучше всего начинать воспитывать щенка с момента первого кормления. Молодые собаки постоянно испытывают чувство голода. Их обоняние хорошо развито, что позволяет животным в точности определить, какие блюда подаются на стол хозяина.

Тактика щенка достаточно проста. Он садится на пол в поле зрения хозяина и в течение нескольких минут внимательно наблюдает за тем, как тот ест. Обычно этого бывает достаточно. Человек, глядя на несчастного, голодного щенка, поддается чувству жалости и дает ему кусочек со стола.

Никогда этого не делайте! Хоть раз уступив в этом вопросе собаке, в дальнейшем вы уже не сможете настоять на своем. Щенок так и будет попрошайничать, уверенный, что хозяин ему не откажет. Допустив подобное, вы не только потеряете контроль над его рационом, но и поставите под сомнение качество обучения питомца.

Конечно, сложно спокойно сидеть за столом и есть вкусную пищу в то время, как собака сидит рядом и не сводит с вас просящего взгляда.

Однако, если вы проявите необходимую твердость, животное скоро поймет тщетность своих усилий и вернется к собственной миске.

Данная черта характера щенка требует от вас особой внимательности и на прогулках. К сожалению, отучить его подбирать и активно разыскивать что-либо съедобное на улице – задача практически невыполнимая. Некоторые владельцы выходят из положения при помощи намордника. Собаки быстро к нему привыкают, и при прогулках это им совершенно не мешает.

Что же вы можете сделать, желая наказать щенка за непослушание или излишнее упрямство? Бить его ни в коем случае нельзя: это приведет к негативным последствиям и отразится на дальнейшем формировании характера собаки.

В период социализации питомца постарайтесь приучать его к установлению дружеских контактов с другими собаками, которых хозяева выгуливают в одно с вами время. Получая удовольствие от общения с себе подобными, собака растет более уравновешенной, проблем при дрессировке возникает гораздо меньше.

Наиболее эффективными способами психологического воздействия на щенков считаются следующие: взять питомца за загривок и слегка прижать его к полу или, наоборот, приподнять вверх и встряхнуть; шею щенка слегка сдавить одной рукой, а другую наложить на его морду сверху и сжать буквально на секунду.

В ПЕРИОД ДОМИНИРОВАНИЯ МЕЖДУ СОБАКАМИ-СВЕРСТНИКАМИ НАЧИНАЕТСЯ БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО

Это действие вызывает у щенка крайне неприятные и болезненные ощущения, а в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается для малыша весьма эффективным.

Период доминирования в жизни щенков приходится примерно на 12-16-ю нед жизни, когда между собаками-сверстниками начинается борьба за лидерство.

Главное, что должно произойти в этот период в психике щенка, – это признание своего хозяина доминирующей личностью, да и другие члены семьи также должны быть выше по рангу. Иначе собака будет претендовать на роль вожака, а им должны быть вы. Взрослеющий щенок при первой же возможности обязательно проверит, кто главный в семье. Играя, он может укусить вас, зарычать или залаять. Но, получая каждый раз достойный отпор, щенок начинает признавать доминирующую роль человека и учится подчиняться хозяину.

Практика показывает, что возможны три вида взаимоотношений между хозяином и собакой, которые интенсивно формируются, когда щенок достигает 3-4-месячного возраста. В первом случае лидерство принадлежит человеку, во втором – щенку, в третьем же между ними устанавливается определенное равноправие.

Если вы хотите воспитать свою собаку по всем правилам, приемлемым вариантом должно быть только ваше личное лидерство. Поэтому во время игр и прогулок всегда уделяйте особое внимание поведению собаки по отношению к вам.

ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК СЛЕДУЕТ УДЕЛЯТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ВОСПИТАНИЮ ЩЕНКА

Сдерживайте любознательность и эмоциональность вашего питомца, не позволяя ему тянуть вас то в одну, то в другую сторону. Применяйте команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопая собаку по бедру; со временем она усвоит, что с вами недопустимо вести себя, как вздумается. Правильно воспитанная собака никогда не будет лаять на хозяина, тем более скалить зубы и рычать на него во время игры.

Таким образом, на этапе доминирования устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Трехмесячный щенок при правильном воспитании полностью признает права своего хозяина. Необходимо учесть, что к 16-18-недельному возрасту у многих пород собак (особенно у кобелей) уже заканчивается формирование эмоционального восприятия окружающего мира, и потому определенные навыки и полученные от вас к этому времени установки останутся у вашей собаки на всю жизнь.

Щенку в период доминирования уже необходимы систематические тренировки, в ходе которых владелец отрабатывает с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физическая и психическая нагрузка в этом возрасте может постепенно возрастать.

Этап проявления независимости может продолжаться с 4-месячного до 8-месячного возраста.

Это как раз тот период, когда ваш питомец, в целом признавая лидерство хозяина, может позволять себе некоторые вольности, пытаясь продемонстрировать человеку свою независимость и тем самым проявляя индивидуальность и реализуя желание самоутвердиться (оно свойственно не только людям, но и собакам). В чем же может выражаться такая самостоятельность вашего щенка, которую он не преминет доказать при первой же возможности? Во-первых, вам, вероятно, предстоит с разочарованием наблюдать за тем, как ваша любимая собака, еще вчера превосходно выполнявшая ту или иную команду, на этот раз как будто бы совсем не слышит ее и наперекор делает совсем не то, что от нее требуется.

Демонстрируя подобное поведение, щенок пытается отвоевать для себя право поступать так, как желает он, что, конечно же, совершенно неприемлемо для вас. В такой ситуации нельзя расслабляться и давать питомцу шанс стать хозяином положения хотя бы на время.

Если вы видите, что щенок своевольничает, настойчиво игнорируя задания, полученные от вас, не идите у него на поводу и упорно требуйте от нее послушания и полного подчинения. В противном случае у вашего питомца появится неискоренимая привычка поступать так, как вздумается ему. В то же время не стоит обрушивать на него свой гнев и, применив грубую силу, угрожающим тоном повторять команду, желая во что бы то ни стало добиться правильного выполнения. Формируйте у собаки привычку подчиняться вашим командам иначе: просто не спускайте щенка с поводка до тех пор, пока не убедитесь в том, что ваш питомец безупречно выполняет все то, что вы от него хотите.

Хозяин, потакающий прихотям и капризам своего питомца, рискует в будущем получить неуправляемое и агрессивное животное, громким лаем провожающее каждую проезжающую мимо автомашину или случайных прохожих. Проявив твердость и настойчивость в обращении со своим подопечным, вы сумеете помочь ему успешно преодолеть период независимости и выработать неизменную привычку четко выполнять все ваши команды.

В ПЕРИОД ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА ЩЕНОК НЕРЕДКО СТАНОВИТСЯ ПУГЛИВЫМ И ПРЯЧЕТСЯ

Период преодоления страха может продолжаться в течение 1-2 мес. Он начинается, в зависимости от индивидуальных особенностей развития собаки, в возрасте от 6 до 14 мес.

Этот этап характерен тем, что ваш питомец внезапно, без особых причин испытывает страх перед различными предметами, которые уже хорошо знакомы ему и раньше не вызывали никаких негативных эмоций. Вместе с тем отмечается и боязнь новых, незнакомых объектов.

Оказать помощь в преодолении страхов подобного рода собаке должен хозяин. Вам следует приказать щенку стоять или сидеть, затем приблизиться к тому предмету, который вызывает беспричинный страх у вашего четвероногого друга, и дотронуться рукой до пугающей его вещи.

После этого, скомандовав «Ко мне!», вы должны дождаться, пока ваш любимец тоже не подойдет к предмету, который ничуть не страшен для вас (вы это уже наглядно продемонстрировали), и сам не убедится, что данная вещь не представляет никакой опасности. Ведите себя спокойно и уверенно, и это состояние сразу же передастся и вашей собаке.

Этап переходного возраста начинается по достижении собакой годовалого возраста и продолжается в течение еще 3 лет.

В это время собака, как и в период независимости, может предпринимать попытки навязать хозяину свою волю и занять доминирующее положение в семье, а также среди своих сородичей.

Собака может вести себя неадекватно даже с теми, к кому ранее относилась весьма дружелюбно и спокойно.

Например, она способна совершенно неожиданно для своего владельца напасть на живущего по соседству соплеменника и подраться с ним, несмотря на то что прежде обе собаки были очень дружны между собой и даже играли вместе. Пришедшие к вам в гости друзья также могут быть встречены грозным рычанием или заливистым лаем прямо на пороге, хотя раньше ваш пес относился к тем же самым визитерам вполне приветливо. Хозяину следует быть готовым к подобным выходкам своего питомца.

Читайте также:  Vip pets детский мир модные щенки

Завоевание лидерства – дело непростое, и вполне вероятно, что собака будет неоднократно пытаться изменить свое положение на иерархической лестнице, стремясь подняться на ступень выше человека.

Главное, что требуется от вас в этот период, – не потерять самообладания, настойчивости и твердости, но при этом сохранить добрые взаимоотношения со своим четвероногим упрямцем.

Занятия дрессировкой должны обязательно оставаться регулярными, не нужно давать собаке возможность предъявлять хозяину свои собственные требования по поводу ее прав и обязанностей.

Предположим, что в гости пришли знакомые, к визитам которых ваш питомец давно привык, но в последнее время явно не демонстрирует им своего радушия.

В подобной ситуации не стоит изолировать собаку от пришедших к вам людей, запирая ее в другой комнате. Рекомендуется скомандовать щенку: «Место!» – и дать ему возможность оставаться среди прибывших гостей и ощущать себя полноправным членом этой компании. Вместе с тем предупредите друзей о том, чтобы они сами не стремились к общению с собакой: пусть она проявит свой интерес к пришедшим первой. Таким образом вы демонстрируете питомцу, что полностью солидарны с вашими гостями, что вы на их стороне и они требуют уважения в не меньшей степени, чем вы сами.

Переходный возраст собаки – это еще и период достижения ею половой зрелости.

Однако это вовсе не означает, что процесс физического и психического развития вашего щенка уже завершен.

Существует ряд врожденных и приобретенных качеств, которые окончательно формируются лишь к 3-летнему возрасту (как правило, это инстинкты, связанные со способностью собаки защищать своего хозяина и его имущество).

Чем моложе щенок, тем короче должно быть время занятий с ним, кроме того, не стоит слишком сильно давить на малыша, старайтесь учить его во время игр, чтобы при этом не возникало негативного отношения к воспитательным мероприятиям. Помните, что ваши голос и интонации должны быть добрыми, ласковыми и уверенными одновременно. Занятия не должны утомлять щенка. Вначале просто играйте, постепенно переходя к требованиям.

Большинству людей понятны строгость и твердость при воспитании дога, ротвейлера, но они ошибочно полагают, что для щенков мелких пород это совсем не обязательно. Любая подрастающая собака пытается определить свое место в иерархии семьи, стремясь занять ступень повыше. У карликовых пород это может проявляться в виде многочисленных капризов, стремления вызвать неуместную жалость хозяев и других подобных уловок. Легкомысленный подход к воспитанию друга не только портит его характер, зачастую банальное непослушание приводит к трагическим последствиям. Щенки, как и человеческие дети, должны всему учиться и по возможности скорее постигать различные жизненные ситуации, но желательно что-то одно за один раз. Главное – соблюдать принцип постепенности. Беспомощному и неумелому щенку, которого вы принесли к себе в дом в возрасте 1,5-2 месяцев, предстоит долго учиться, прежде чем он сможет овладеть всеми необходимыми ему навыками. Вы должны стать для своего любимца добрым, но требовательным другом.

Вам следует постоянно учитывать все особенности характера и поведения питомца, стараться регулярно заниматься, играть с ним, а при необходимости консультироваться с опытными специалистами-собаководами, которые помогут избежать серьезных ошибок в воспитании и дрессировке вашей собаки.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ВОСПИТАНИЯ ЩЕНКОВ НУЖНО ПРИУЧИТЬ К РУКАМ ХОЗЯИНА

Первым этапом воспитания является приучение щенка к рукам хозяина. Он должен спокойно разрешать брать себя на руки, осматривать, проводить любые необходимые манипуляции. Этого можно достичь, обращаясь с щенком ласково, не причиняя ему боли и не пугая его. Когда ваш питомец научится вам доверять, он не будет сопротивляться даже во время таких неприятных процедур, как купание или расчесывание.

Следующим этапом должно стать приучение щенка к голосу хозяина и кличке. Существует несколько важных рекомендаций, касающихся клички:

– она должна быть короткой, звонкой и не очень распространенной;

– неэтично называть собак именами людей;

– приучать щенка к кличке можно на прогулках и во время игры с ним, при каждом подзыве щенку следует давать лакомство или гладить;

– кличка собаки всегда должна произноситься в призывной интонации, ее нельзя искажать или заменять ласковыми прозвищами.

Далее щенка нужно научить команде «Место!». Как правило, в первые же дни место для него бывает определено и щенок знает, куда ему следует направляться. Обучение этой команде следует начинать с простого приема: как только вы увидите, что щенок спит или лежит не на месте, отнесите его туда, похлопайте рукой по его подстилке и скажите: «Место!» При произнесении команды голос должен быть твердым, однако не следует кричать на щенка. Проявите терпение, и через несколько недель щенок будет сам возвращаться на место по команде.

ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМАНДЕ «МЕСТО!» ЩЕНКА НУЖНО ПРИУЧИТЬ К ВЫДЕЛЕННОМУ ДЛЯ НЕГО УГОЛКУ КВАРТИРЫ

После того как щенок выучит команду «Место!», начните его обучать команде «Ко мне!». Произнося ее, постучите по полу миской для кормления. У собаки быстро выработается условный рефлекс, и в дальнейшем она будет подбегать к вам, услышав команду.

Начните обучение щенка команде «Ко мне!» через 5-10 мин после того, как вывели его погулять. К этому времени он уже справит свои естественные потребности и захочет поиграть. Чтобы тренировка прошла максимально успешно, спустите животное с поводка.

Помните, что команду «Ко мне!» обязательно нужно произносить спокойным негромким голосом. Отрабатывайте ее, обязательно поощряя животное лакомством и похвалой. Если ваш любимец исполняет команду вяло, без энтузиазма, повторите ее еще раз, но более резко.

Во время обучения ни в коем случае не подзывайте щенка к себе для того, чтобы наказать его или надеть ошейник, поскольку это выработает у малыша нежелательный рефлекс. Каждый раз, когда вы станете подзывать питомца к себе, он будет считать, что вы собираетесь прервать прогулку и отвести его домой. Это приведет к тому, что щенок начнет отказываться выполнять команду.

Для отработки команды «Ко мне!» вам рекомендуется предпринять следующие действия.

1. Встаньте рядом с питомцем и возьмите в руку лакомство. Дайте собаке его понюхать, а затем поднимите так, чтобы оно оказалось вне пределов досягаемости собаки.

2. Убедитесь, что вы привлекли внимание собаки, и медленно отступите на шаг, водя лакомством из стороны в сторону. При этом несколько раз произнесите команду «Ко мне!». Когда щенок приблизится к вам, дайте ему лакомство и приласкайте.

Помните, что, научив щенка подходить к вам по команде, вы не только облегчите жизнь себе, но и убережете своего любимца от многих несчастных случаев, причинами которых часто становятся неумеренное любопытство и общительность собак некоторых пород.

3. Возьмите выполнившего команду щенка за ошейник и отведите немного в сторону.

4. Вновь угостите щенка лакомым кусочком. Это приучит собаку к тому, что сразу после подзывания хозяин отводит ее в другое место.

Имейте в виду, что в возрасте 5-8 мес щенки часто проявляют непослушание. Они отказываются выполнять команды и могут выказывать агрессию не только по отношению к другим домашним питомцам, но и к хозяину. На протяжении всего этого периода постарайтесь сохранять терпение. Если щенок не спешит выполнять вашу команду, сопроводите ее громким хлопком в ладоши или принудите питомца сесть, опустив ему на крестец ладонь и слегка надавив.

Если щенок, прекрасно понимая требование хозяина, все же отказывается выполнять команду, не наказывайте его. Однако и поощрять такое поведение нельзя. Даже если вы просто проигнорируете непослушание животного и сделаете вид, что ничего не произошло, то нанесете непоправимый вред воспитательному процессу. Щенок решит, что его поведение вполне допустимо, и будет продолжать отказываться выполнять команды, понимая, что никакого наказания за этим не последует.

Единственным правильным выходом из сложившегося положения будет следующий: сделайте вид, что вы больше не обращаете никакого внимания на своего любимца и начните двигаться в противоположную от него сторону. Увидев, что хозяин уходит, щенок побежит следом. Когда он приблизится, не ругайте его, ведь питомец в конечном итоге выполнил вашу команду. Угостите его лакомством и приласкайте.

Одним из важных этапов воспитания щенка должно быть запрещение бестолкового лая. Нужно обязательно научить его не быть надоедливым. Попав в человеческую семью, щенок воспринимает ее как стаю. Владельца он вначале безоговорочно принимает за вожака. Но по мере взросления начинает происходить переоценка ценностей.

Приучение к чистоте также должно стать важным при воспитании собаки. Обычно щенки после пробуждения, еды, игр опорожняются и, следовательно, их нужно регулярно выводить на прогулки.

Дома постелите на месте «выгула» клеенку, но не полиэтиленовую пленку, так как щенок может наглотаться кусков полиэтилена. Сверху покройте ее несколькими слоями газет, пеленкой или специальными памперсами.

ПРИ ПОПЫТКЕ ЩЕНКА ИСПРАЖНИТЬСЯ ПЕРЕНЕСИТЕ ЕГО НА СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОЕ ДЛЯ ЭТОГО МЕСТО

Загрязненные газеты своевременно убирайте, подкладывая свежие. Средний слой лучше оставить, так как на нем остаются запахи, напоминающие щенку, где он должен оставлять свои «визитные карточки». Щенки, как правило, мочатся каждые 3 ч. При попытке щенка испражниться (обычно он начинает суетливо бегать, крутиться) отнесите его на отведенное место, ласково повторите: «Гуляй, гуляй, хорошо, гуляй». Похвалите за удачу, вполне уместно угостить вкусненьким.

Если щенок начал испражняться на ваш любимый ковер, то, как бы вам это ни было неприятно, ругать, хватать, тащить его на отведенное место уже поздно.

Вы только испугаете малыша, и он по-прежнему будет пачкать ковер, только теперь спрятавшись в укромное место, например за кресло. Лучше спокойным, низким голосом выразить свое недовольство, не пугая малыша. Своим поведением и интонациями дайте ему понять, что лужи на ковре вызывают ваше недовольство, а на месте выгула приводят в неописуемый восторг.

Не тыкайте щенка носом в испражнения – это бесполезно и глупо. Такое наказание вызовет страх и недоверие, к вам. Будьте терпеливы, и малыш скоро все поймет. Для подрастающих кобелей можно на месте выгула поставить перевернутое ведро или купить специальный лоток со столбиком, чтобы они могли поднять лапу.

Следующим этапом воспитания должно стать приучение к выполнению команды «Фу!». Эта команда потребуется в случае, если щенок будет делать что-либо непозволительное – портить вещи, подбирать мусор с земли на прогулке и т. п. Увидев, что щенок взял что-то ненужное, сразу же отнимите это у него и четко произнесите: «Фу!», но старайтесь не переходить на крик. Если щенок вновь схватит отнятую у него вещь, вновь заберите ее и повторите команду более строгим голосом; при этом можно слегка хлопнуть его по морде отнятым у него предметом. Постарайтесь не злоупотреблять командой «Фу!», иначе щенок перестанет воспринимать ее и не будет подчиняться.

С 2-2,5 мес можно приучать щенка к выполнению команды «Сидеть!». Сделать это вы можете следующим образом: подзовите к себе щенка и покажите ему кусочек лакомства. Руку с лакомством поднимите вверх и отведите так, чтобы щенок мог его увидеть только сидя. Как только щенок сядет, скажите «Сидеть!», похвалите щенка и сразу же дайте ему лакомство. Если щенок не садится, слегка подтолкните его.

Обучение щенка команде «Сидеть!»

Повторяйте это упражнение ежедневно, но более 2-3 раз, иначе щенок устанет и не будет слушаться. Большинство собак быстро привыкают к выполнению этой команды и садятся, даже если в руке хозяина нет лакомства. Однако в первые месяцы все же рекомендуется каждый раз, когда щенок выполнит команду, давать ему что-нибудь вкусное. После того как щенком будет хорошо усвоена команда «Сидеть!», можно учить его команде «Лежать!». Не старайтесь научить питомца сразу двум командам, так как он будет постоянно путаться и научится воспринимать приказы гораздо позже.

Для обучения щенка команде «Лежать!» подзовите его и, держа в руке кусочек лакомства, опустите руку вниз. Щенка в этот момент нужно придерживать за ошейник, стараясь заставить его лечь. Когда он ляжет, дайте ему лакомство, скажите: «Хорошо» и снова повторите команду. Такие тренировки проводите ежедневно, пока щенок не станет ложиться без лакомства.

Ошейник для щенка должен быть мягким, легким и свободным, не сдавливающим шею.

К 4 мес. щенка желательно обучить команде «Покажи зубы!». Выполнение этой команды будет очень полезно при осмотре зубов собаки и проведении различных гигиенических процедур. Если собака не обучена этому приему, она будет сопротивляться осмотру ротовой полости, который очень важен для оценки формирования прикуса, чистки зубов, лечения и т.п. Для приучения щенка к этой команде посадите его рядом с собой, скомандуйте: «Покажи зубы!» и, придерживая обеими руками верхнюю и нижнюю челюсти, осторожно раскройте ему пасть. После этого обязательно дайте собаку лакомство, погладьте его и похвалите.

Читайте также:  Сухая рвота у щенка

Тренировать щенка таким образом следует ежедневно. Приучение к ошейнику следует начинать с 1,5-2-месячного возраста, предварительно дав собаке обнюхать новый предмет, чтобы она не испугалась этой процедуры.

Первый раз наденьте ошейник на щенка за несколько минут до кормления, желательно в процессе игры, незаметно. Во время кормления щенок занят пищей и меньше реагирует на ошейник.

После кормления желательно вынести щенка на улицу на руках и отпустить побегать в подходящем для этого месте. Играть со щенком можно только после того, как он несколько раз помочится, так как малыши за один раз не могут освободиться от кала и мочи.

После возвращения домой следует снять ошейник и надеть вновь перед следующим кормлением. После неоднократного повторения этой процедуры (обычно к 3-4 мес) ошейник будет ассоциироваться с кормлением и прогулками.

Для приучения к поводку выберите длинный поводок, кожаный или из прочной тесьмы, дайте щенку понюхать его и незаметно пристегните к ошейнику.

НАДЕВ НА ЩЕНКА ОШЕЙНИК, ЕГО НУЖНО ОТПУСТИТЬ ПОИГРАТЬ

ПОСЛЕ ТОГО КАК ЩЕНОК НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ПОИГРАЕТ, ПОВОДОК НУЖНО ОТСТЕГНУТЬ

Затем надо отбежать от щенка, чтобы он кинулся вдогонку с волочащимся поводком.

После продолжительной игры отстегивают поводок, а через некоторое время пристегивают вновь. Через несколько дней щенок привыкнет к поводку и не будет его бояться.

Поводок постепенно укорачивают и, давая щенку лакомство, выгуливают питомца на поводке, не допуская, чтобы малыш кусал его или тянул.

Ни в коем случае нельзя использовать поводок для наказания щенка.

Даже дисциплинированные собаки могут проявить свой горячий нрав во время прогулки по улице, особенно это касается кобелей. Надо отметить, что мужские особи многих пород собак уже в раннем возрасте проявляют высокую половую активность и, играя, могут энергично наскакивать на своих сородичей или на ногу хозяина. Подобные забавы говорят лишь о проявлении природного полового инстинкта собак, поэтому вам не стоит слишком сурово относиться к подобным моментам в поведении щенка.

Лучше займите вашего питомца активными играми на лужайке или в парке, чтобы он смог полностью переключить свое внимание на что-то другое.

Во время дрессировки ни в коем случае нельзя бить собаку, шлепать ее.

Причиняя питомцу боль, вы наносите ему огромный вред, который впоследствии вернется рикошетом.

Запуганная собака часто совершает неадекватные поступки: кусается, царапается и портит вещи.

Чрезвычайно мягкое наказание, в свою очередь, не произведет должного впечатления на провинившегося щенка.

Лучший способ наказать собаку – сделать ей выговор. Суровый резкий окрик даст понять животному, что вы недовольны его поведением.

Осознав связь между своим проступком и возмущением хозяина, щенок в будущем поостережется совершать действия, которые вызвали осуждение.

Как бы ни была умна собака, она не в силах с первого раза выучить команду. Для достижения желаемого результата щенка нужно дрессировать долгое время. Постарайтесь не терять терпения, даже если ваша собака ведет себя совершенно не так, как вы ожидаете, убегает или отказывается подчиняться уже знакомым командам. Если вы наказываете животное, но видите, что его поведение не изменилось в лучшую сторону, понаблюдайте за ним: вероятно, вы наказываете не за тот проступок.

Если собака ведет себя в соответствии с вашими требованиями и послушно выполняет команды, обязательно поощрите ее. Это увеличит вероятность того, что животное и дальше будет совершать только те действия, которые вызвали одобрение хозяина.

В качестве поощрения можно использовать кусочки пищи или похвалу. Лакомство, предлагаемое питомцу, не должно быть все время одинаковым, так как повторяющаяся награда постепенно перестает казаться желанной. Меняя ее, вы делаете дрессировку более приятной и интересной. По наблюдениям специалистов, поощрение – лучший способ формирования поведения животного.

Не забывайте, что игра является важнейшим моментом в развитии и воспитании щенков всех пород. Исторически сложилось так, что все травоядные, вне зависимости от их размеров и комплекции, постоянно вынуждены были спасаться от охотившихся на них хищников. Соответственно, времени и сил на игры у них не оставалось. Плотоядные животные, напротив, не чувствуя угрозы со стороны других, даже более крупных, животных, могли позволить себе время от времени отвлечься на игру, во время которой молодые особи учились охотиться и сражаться с соперниками.

ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ ЧАСТЬЮ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЩЕНКА

В настоящее время подавляющему большинству породистых собак не приходится добывать себе пищу на охоте, тем не менее игра по-прежнему остается важной частью их жизни. Лишив щенка возможности проявить себя в шутливых схватках, вы тем самым оказываете серьезное влияние на его поведение. Подросший пес не будет проявлять интереса к активным движениям, и вполне вероятно, что у него понизится способность к воспроизведению потомства.

Разлука с хозяином

Большинство собак очень тяжело переживают разлуку с хозяином, особенно в раннем возрасте. Специалисты-собаководы разработали ряд рекомендаций для того, чтобы снизить стресс, испытываемый щенком в подобных случаях.

Приучайте вашего питомца к расставанию постепенно, начиная с разлуки продолжительностью от нескольких минут до 1-2 ч.

Попробуйте выходить за дверь и снова заходить в дом несколько раз за 1 мин, чтобы собака перестала реагировать на ваши приходы и уходы.

Каждый раз, выходя из дома, повторяйте простую фразу, например «До встречи!» или «Пока, друг!», и после этого сразу уходите.

Оставьте вашему питомцу какое-нибудь редкое лакомство, чтобы он привык предвкушать удовольствие, следующее обычно за вашим уходом. Это чувство заслонит его волнение из-за того, что он остается один.

ЧТОБЫ ВАШ ПИТОМЕЦ НЕ СКУЧАЛ, МОЖНО ЗАВЕСТИ ЕЩЕ ОДНО ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ

Можно на время отсутствия оставить в квартире включенным радио с той громкостью, с какой вы обычно его слушаете.

Помните, что особенно тяжело собаке расставаться с хозяином после двух выходных, проведенных вместе. Будьте утром в понедельник особенно внимательны к своему питомцу. Попробуйте завести еще какое-нибудь домашнее животное, чтобы собака никогда не оставалась дома одна.

Если вы располагаете временем и ваш уход спланирован заранее, перед расставанием постарайтесь поиграть с собакой: она устанет и, возможно, проспит вплоть до вашего прихода.

Если вы не смогли найти способа успокоить своего питомца при расставании, обратитесь к ветеринару. Он посоветует, какое лекарство, заглушающее страх, вы можете давать собаке, собираясь выйти из дома.

Чтобы уменьшить тревогу щенка по поводу ваших дорожных сборов, время от времени доставайте чемодан или сумку и организуйте возле них игру с питомцем.

Уходя из дома вечером, никогда не оставляйте собаку в темноте. При свете она будет чувствовать себя намного комфортнее.

Для некоторых собак единственным способом вернуть спокойствие в разлуке с хозяином является пребывание в клетке, в которой они чувствуют себя в безопасности.

Общение с другими домашними животными

Собаки чаще всего находят общий язык с людьми, однако они не всегда могут ужиться с другими животными: кошками, хомячками и т. д. Начать приучать щенка к обществу домашних питомцев рекомендуется сразу после его прибытия на новое место жительства.

Кошек и рептилий не стоит содержать в одной квартире с собакой. В лучшем случае они будут избегать друг друга, а в худшем между ними будут происходить столкновения.

Взрослую собаку очень трудно научить сдерживать свою агрессивность по отношению к другим животным. Щенки в этом вопросе проявляют большую гибкость.

Если питомец будет нападать на другое животное, придержите его за шкирку и, говоря с ним ласковым голосом, погладьте. Когда собака успокоится, отпустите ее.

Если щенок вынужденно соседствует с морской свинкой, хомячком, птицей, декоративной крысой или кроликом, никогда не оставляйте их наедине. Собака по своей натуре хищник и даже если декоративный грызун будет находиться в клетке, щенок наверняка найдет способ преодолеть это препятствие. Большинство пород достаточно спокойно реагируют на черепах.

ЩЕНОК ЛЕГЧЕ ПЕРЕНЕСЕТ РАЗЛУКУ С ХОЗЯИНОМ, ЕСЛИ У НЕГО ЕСТЬ УДОБНОЕ МЕСТО И ИГРУШКИ

Собака обычно не проявляет никакой агрессивности по отношению к этому медлительному существу.

Напротив, она может с любопытством обнюхать пресмыкающееся и поиграть с ним: подвигать его лапой или покатать по полу.

Собаку и змею нельзя держать в одной квартире. Для пресмыкающегося собака – враг, для большой змеи небольшая собака, особенно щенок, может стать добычей.

Собаки в свою очередь испытывают инстинктивный страх перед рептилиями, заставляющий их прятаться от чешуйчатого соседа.

Даже если змея маленькая, страх животного не станет меньше, но миниатюрные размеры врага могут привести собаку к мысли, что лучшее средство защиты – нападение. В этом случае трагедии не избежать. Декоративные крысы и мыши могут мирно сосуществовать только с комнатно-декоративными собаками, у которых слабо развит охотничий инстинкт.

Эти животные будут спокойно играть друг с другом, однако оставлять их наедине все равно не рекомендуется, так как щенок может забыться и напасть на грызуна.

Для кошки собака прежде всего враг. В отсутствие хозяина эти хищники могут устраивать схватки.

Если и кошка, и собака отличаются солидными размерами и агрессивным характером, в ходе схватки они могут серьезно ранить друг друга.

Конечно, бывает, что собака заводит дружбу с кошкой, но это происходит только когда животные вместе выросли.

ЛУЧШЕ ВСЕГО СОБАКИ УЖИВАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ОНИ ВЫРОСЛИ ВМЕСТЕ

Если щенок отличается покладистым характером, он вполне может поладить с маленьким котенком, особенно если до этого у него не было никакого негативного опыта общения с кошками. Собаки плохо уживаются с канарейками и попугаями. В древности собаки охотились на пернатых, и каким бы хорошим ни было воспитание щенка, птиц, содержащихся в неволе, он считает своей законной добычей. Если вы хотите держать нескольких животных, лучше всего заведите 2 или 3 щенков, которые будут вместе играть.

Источник

Какое поведение – норма для собаки?

Редакция WikiPet.ru

Зачастую хозяева жалуются на «плохое» поведение собаки, не понимая при этом, что такое «плохое» поведение – норма для собаки. И хорошо бы разобраться в этом еще до того, как заводить четвероногого друга. Но учиться никогда не поздно. Итак, какое поведение – норма для собаки?

Фото: flickr.com

Есть особенности поведения, которые «регулируются» генетически и специфичны для того или иного вида живых существ. То есть собака ведет себя как собака, а не как кошка или попугай. И с этим нужно считаться.

Видотипичное поведение собаки, которое хозяева считают «плохим»:

  • Лай.
  • Исследование новой территории.
  • Нюхание.
  • Поедание «гадостей» на улице.
  • Валяние в падали.
  • Прыжки на человека.
  • Охрана ресурса.
  • Охота на мелких животных.
  • Преследование движущихся объектов.
  • Охрана территории.
  • И многое другое.

Это поведение может проявляться в большей или меньшей степени и зависит как от породы, так и от индивидуальных качеств собаки, и от воспитания.

Все это, однако, не означает, что вам нужно смириться и опустить руки. Если такое поведение проявляется чрезмерно или невовремя, мы говорим о нежелательном видотипичном поведении. То есть это поведение не перестает быть естественным, но в тех или иных условиях становится неудобным или неприемлемым. Разумеется, не очень хорошо, если собака гоняется за машинами на трассе, лает круглые сутки или нападает на прохожих.

Именно поэтому важно в первую очередь правильно выбрать подходящую именно вам породу собаки. Ведь та или иная порода выводилась с конкретной целью, а значит, определенные качества длительное время закреплялись. А гены пальцем не раздавишь.

Еще один способ «борьбы» с нежелательным видотипичным поведением – обучение собаки правильному поведению. Но в то же время необходимо создать питомцу нормальные условия жизни – нормальные именно для него, учитывая его особенности, как породные, так и индивидуальные.

Однако помните, что некоторые формы видотипичного поведения вы не сможете «убрать», какими бы неприятными для вас они ни были. Если генетическая предрасположенность слишком сильна, а подходящие условия для ее реализации в «мирное русло» не созданы, перевоспитать собаку вы не сможете. Если врожденное и выученное поведение вступают в сильный конфликт, врожденное побеждает.

Источник



Какое поведение должно быть у щенка

Если заводчики заинтересованы в работе со своими щенками, им нужно следить за реакциями щенков и знать, какие формы их поведения являются «нормальными». Семинедельные щенки, оставленные с матерью, при появлении посторонних атакуют их, собравшись в группы ( Scott , Fuller , 1965). Нет ничего необычного в том, что щенки, постоянно остававшиеся с матерью до 7 недель, образуют стаю. В возрасте 3-4 недели щенки начинают следовать друг за другом. К 5 неделям они устремляются в открывшуюся дверь уже группой. Чем активнее ведет себя щенок около двери, тем более буйным он становится в дальнейшем. Если щенки вырастают на воле, а не в питомнике, то в возрасте 12 недель они начинают обследовать все вокруг. Независимо от того, вырастают они в питомнике или на воле, в любом случае к 6-7 неделям все однопометники сильно привязываются к месту и друг к другу. Это период, когда при отлучении щенков от стаи или места обитания случаются самые серьезные болезни и проявляются самые большие дестабилизирующие эффекты ( Elliot , Scott , 1961). Эта реакция смягчается, если все щенки одного помета полностью или частично попадают в благоприятные условия. Разлучение щенков друг с другом или с привычным местом в возрасте 6 недель отрицательно сказывается на развитии их поведения. Эти результаты — один из сильнейших аргументов в пользу отказа от больших собачьих питомников. Они также дают представление о том, почему у многих щенков, взятых от матери в очень юном возрасте, возникают поведенческие отклонения. Заводчики считают, что оптимальный возраст для отлучения щенков от матери — от 6 до 7 недель, в литературе оптимальным возрастом считается 7 недель ( Campbell , 1992). На основании проведенных исследований можно сказать, что это слишком юный возраст. Если забрать щенков слишком рано, это не только сильно скажется на их поведении в будущем, но и будет представлять опасность для здоровья. В возрасте от 6 до 8 недель полученные от матери антитела начинают исчезать, а результаты вакцинации еще не успевают проявиться, кроме того, сама перемена мест вызывает стресс, повышающий риск заболевания щенка. Нужно отметить, что в США законодательно запрещено продавать собак до 7-недельного возраста.

Читайте также:  Щенок боится человека что делать

Еще одно доказательство того, что социальное воспитание щенка необходимо и должно начинаться очень рано, получено при работе с собаками-поводырями. Заводчики опасаются, что ранняя социализация собак подвергает их биологическому риску. Щенков собак-поводырей вакцинируют с 6-недельного возраста каждую третью неделю вплоть до достижения возраста 12-16 недель. Обследование 24000 таких щенков показало, что после вакцинации из них заболело менее полудюжины. Эта работа (цитируется по Appleby , 1993) подтверждается исследованиями Группы педиатрии и генетики Ветеринарной школы Пенсильванского университета. Щенки были включены в программу активной иммунизации, предполагавшую также контакт с «уличным» вирусом. Эту программу сочли полезной для повышения иммунитета щенков ( P . Jezyk , Ветеринарная школа Пенсильванского университета, личное сообщение), поскольку в большинстве случаев заражения не происходило даже в том случае, если щенки контактировали с тяжело больными животными.

Стресс в возрасте от 6 до 7 недель также ухудшает способность к обучению, и это имеет прямое отношение к проблеме нечистоплотного поведения собаки в доме. Щенки начинают выделять плотный кал и стремятся отправлять естественные надобности в одном месте в возрасте 8,5 недель. Матери стимулируют их к мочеиспусканию и дефекации приблизительно до трехнедельного возраста. В возрасте от 3 до 7-8 недель щенки отправляют естественные надобности, когда и где им захочется, мало заботясь о месте. Соответственно, это наиболее удобное время приучить щенка испражняться в определенном месте. Если заводчик хочет приучить щенков к чистоплотности и самостоятельности (см. обсуждение дальше), ему, видимо, стоит держать их у себя более 8,5 недель. Заводчикам может показаться, что это слишком большой срок, но по некоторым данным ( Fuller , 1967), при полуизолированном содержании щенков для их «социализации» достаточно всего лишь по два 20-минутных периода в неделю.

Щенки лучше всего реагируют на предметы, например на поводки, в возрасте от 5 до 9 недель ( Scott , Fuller , 1965). Заводчики могут помочь щенкам, начав заранее приучать их к шлейкам, ошейникам и поводкам.

Щенки, отделенные от матери и помета в период прекращения молочного вскармливания, скулят с частотой до 100 звуков в минуту ( Elliot , Scott , 1961). Это говорит о том, что не стоит одновременно и отлучать щенков от материнского вскармливания, и передавать новому хозяину. Есть данные ( Pettijohn et al ., 1977), что игрушки не смягчают дистресса при отделении щенков от суки, но наличие социальных контактов его облегчает. Щенки обычно легче переносят стресс при контакте с человеком, чем с собаками, если их отделяют от суки в возрасте 7-8 недель.

В 11-недельном возрасте у щенков формируются прочные иерархические связи, окончательно стабилизирующиеся к 15 неделям. Если заводчик не собирается оставлять себе щенков, их надо раздавать в тот момент, когда они могут легко развивать стабильные связи. Большинство прочных иерархических связей не устанавливается до тех пор, пока щенок не достигнет социальной зрелости, наступающей в возрасте 18-36 месяцев. Отрицательный эффект от слома установившихся иерархических связей, к которым уже привыкло животное, не изучен.

О том, до какой именно степени порода влияет на поведение, известно пока недостаточно, но такой вопрос ставится часто. Выявлены лишь некоторые особенности; например щенки, бигля проявляют намного больше интереса к пище, чем щенки басенджи ( Scott , Fuller , 1956). Это вполне ожидаемое качество для породы, для которой большую роль играет чутье. Кроме того, биглей отбирали для работы в группе; при одиночном воспитании до возраста 16 недель они теряют способность играть. Правда, их можно вызвать на игру, но эти собаки будут играть совсем не так, как это делают те, что в детстве росли вместе с сородичами ( Adler , Adler , 1977).

Многочисленные работы, проведенные в США и Европе, в целом подтвердили полученные ранее данные ( Fuller , 1955; Pfaffenberg , Scott , 1959; Scott , Beilfelt , 1976; Stur et al ., 1989). Из щенков, взятых из питомника в возрасте 12 недель или раньше, 90% с успехом прошли обучение в школе собак-поводырей, тогда как из тех, кто оставался в питомнике еще на 3 недели (возраст 15 недель), успешно кончить школу поводырей смогли только 30% ( Appleby , 1993). Та же зависимость обучаемости от сроков начала обучения отмечена у собак, которых воспитывали как компаньонов ( P . Mundell , личное сообщение). Это явление обусловлено не столько контактами с человеком и периодами социализации, сколько периодами, когда животные лучше обучаются. Это напоминает ситуацию с изучением иностранных языков у человека, которое легче всего дается в раннем возрасте. Некоторые эффекты социализации могут быть ослаблены в результате обучения и влияния средовых и генетических факторов.

По данным работы, в которой оценивалось влияние отцовских и материнских генетических факторов на способность собак к обучению и решению задач, отмечено более значительное влияние отцовских генов в 5 из 13 использованных тестов, причем самое большое — на аппортировку предмета. Вариабельность материнских влияний во всех 13 тестах была очень высока — в среднем в три раза выше, чем у наследственных показателей отцов (цитируется по F It , 1984). Аналогичные результаты получены и в Шведском центре подготовки собак ( Fit , 1984). Эти данные имеют большое значение для дрессировщиков, готовящих собак для выполнения специальных задач.

Сравнение поведения немецкой овчарки и бигля показывает, что при встрече с незнакомыми предметами локомоторная активность проявляется независимо от других форм поведения, наблюдаемых в этой ситуации ( Wright , 1983). У щенков в возрасте от 5 до 8 недель не обнаружено половых различий в уровне двигательной активности или тревожных криков; максимальный дистресс, судя по вокализации, имеет место на 5-й неделе развития ( Gurski et al .,1980).

В возрасте 8,5 недель щенки, воспитанные в контакте с людьми, исследуют новые предметы гораздо активнее, чем воспитанные в питомнике. Это не значит, что щенков следует рано отделять от матерей и воспитывать в тесном контакте с человеком. Это означает только, что сенсорная стимуляция имеет большое значение для развития исследовательского поведения. Раннее отделение щенков от матерей, как было показано, неблагоприятно сказывается на их физическом и поведенческом развитии. Определенно установлено ( Sla — bbert , Rasa , 1993), что отъем щенков в возрасте 6 недель отрицательно влияет на их физическое состояние и вес. В этой же работе показано, что при раннем отделении щенков связи с человеком не становятся более тесными; тогда как физическое здоровье животных от этого ухудшается.

Федерсен-Петерсен ( Feddersen — Petersen , 1994) исследовал онтогенез взаимоотношений собак с человеком от рождения до 9-месячного возраста у 47 пород. Результаты работы подтвердили влияние условий выращивания щенков: воспитанные в социальной изоляции детеныши отрицательно реагировали на обращение к ним человека и демонстрировали враждебность в ответ на его приближение, тогда как собаки, которые вовремя имели контакт с людьми (адекватная социализация), демонстрировали нормальное дружелюбное отношение и хорошо приспосабливались к другим социальным ситуациям.

Обладание костью и способность охранять ее у щенков, занимающих низкое иерархическое положение в группе, сильно меняется в возрасте от 5,5 до 11,5 недель, но самые агрессивные и напористые могут удержать свой ранг и сохранять свою кость ( Wright , 1980). Это говорит о том, что изменения в социальной иерархии взрослых животных на самом деле развиваются с самого юного возраста, и заводчикам следует учитывать, что способность менять свое место в социальной иерархии может оказаться намного более ценным навыком, чем просто быть «главной собакой».

Хотя данные, собранные ранее Скоттом и его сотрудниками, по сути можно считать классическими, важно учитывать следующее: 1) выборка была небольшая; 2) число изученных пород невелико; 3) исследования проводились в лаборатории на лабораторных животных, а потому не отражают всех возможных форм поведения; 4) эти исследования никогда не были повторены или продолжены. Мы «преуспели» в обсуждении и лечении «аномалий», не исследовав полностью «нормы». Более того, данные этих исследований были неправильно поняты и неправильно применялись широким кругом любителей. В различных пособиях по собаководству говорится о «энергичности», «способностях» и «темпераменте», однако нет ни строго подобранных данных, ни их статистической обработки, обосновывающих какие-либо утверждения о выраженности этих качеств. Таким образом, ко всем рассуждениям, использующим эти понятия, следует относиться большой осторожностью.

Вкратце можно сказать, что необходимо убеждать заводчиков в необходимости с самого рождения приучать щенков к человеку и создавать для них разнообразные ситуации, используя при этом спокойный, благожелательный подход. Крайне важно, чтобы заводчики начинали сводить своих щенков с взрослыми собаками в возрасте 3 недель, а с людьми — в 5 недель, и постоянно предъявляли щенкам новые ситуации. Владельцам и заводчикам нужно напоминать, что указанные сроки не «высечены в камне», а должны рассматриваться только в контексте оценок риска: если детенышам не предъявлять соответствующий стимул в то время, когда они наиболее восприимчивы именно к нему, то у них могут развиться определенные поведенческие нарушения. Мы должны объяснять клиентам, что не надо откладывать знакомство животных с различными условиями среды, если, конечно, те не проявляют длительно сохраняющихся или очень сильно выраженных признаков страха или дистресса. Легкий испуг или дистресс играют адаптивную роль, и обучение тому, как выходить из конфликта или уклоняться от нежелательного контакта, составляет одну из важнейших задач социального развития собаки. Тем не менее, этот вопрос почти не изучался. Поведение щенков характеризуется значительной индивидуальной изменчивостью, и для части из них более раннее знакомство с внешним миром может оказаться положительным фактором. Следует объяснить клиентам, до какой степени важно раннее знакомство щенка с внешним миром и что раннее «плохое» обучение (обучение нежелательным формам поведения) тоже может иметь серьезные последствия. Владельцы собак должны знать, что в возрасте 8,5 недель у щенков формируется предпочтение определенного места для отправления естественных надобностей, а в возрасте от 5 до 8,5 недели они очень хорошо приручаются и учатся ходить на поводке. Наша задача довести до сведения клиентов, что щенки отличаются большой индивидуальностью поведения и в пределах одного помета, и между пометами. Клиентам надо научиться распознавать любые признаки психологического или поведенческого стресса и дистресса и принимать меры, если применяемая «программа социализации» оказывается для щенка чрезмерно тяжелой.

Классификация форм поведения щенков

Ранние формы поведения у собак можно разделить на этэпимелетическую (стремление к ласке), эпимелетическую (проявление ласки) и аллело-миметическую (групповая активность) формы поведения. До 4-недельного возраста (в конце переходного периода и начале периода социализации, когда собаки наиболее склонны к установлению социальных контактов), отношения в помете построены в первую очередь на эпимелетическом поведении матери — проявлении ласки и заботы о щенках. Проявляя эпимелетические формы поведения, мать:

Вылизывает анальную и генитальную области щенка и поедает его кал и мочу

Ухаживает за шерстью и вылизывает мордочку

Подталкивает щенков носом с целью направить их туда, где теплее и легче найти соски; помогает им принять позу, облегчающую дыхание и прочие физические и физиологические функции

Переносит в гнездо случайно отползших в сторону щенков

Приносит в гнездо пищу для щенков.

По мере роста молодняк начинает сбиваться в кучки и скулить — это этэпимелетические формы поведения. Проявляя их, щенки:

Виляют низко опущенными хвостами, поза настойчиво-просительная

Облизывают лицо, нос и губы матери

Наскакивают и толкают мать лапой

Следуют за матерью

Проявляя групповые или аллеломиметические формы поведения в периоды более активной социализации, щенки:

Вместе бегают, сидят или лежат

Вместе знакомятся с новым предметом

Одновременно лают или воют

Вылизывают шерсть (груминг) друг другу

Обнюхивают и толкают носом других членов группы.

Источник