Меню

Как снизить гиперактивность щенка

Гиперактивная собака: что стоит за этой проблемой и как ее решать. Интервью для портала Зооатлас.

Недавно в издательстве «Догфренд Паблишерс» вышла книга Марии Хензе «Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов». Тема нынче очень популярная и важная. ЗооАтлас прочитал книгу и задал вопросы Ольге Кажарской, издателю и зоопсихологу. Беседа о гиперактивности, ее причинах, способах решения проблем и профилактике получилась содержательной и продолжительной.

Ольга, гиперактивность — сегодня модный термин. Его приписывают и очень активным детям, и очень активным собакам, даже тогда, когда проблемы на самом деле нет… Когда собаку можно считать действительно гиперактивной?

Гиперактивность — это хроническое состояние, когда любой стимул, даже слабый, приводит мозг в состояние чрезмерной активности. В нем как бы отключены механизмы, которые автоматически проверяют поступающие стимулы и отфильтровывают, на какие стимулы, как сильно и каким образом нужно реагировать в данной ситуации. Гиперактивное животное также не способно сознательно отодвигать на задний план менее важные стимулы и уделять внимание только стимулам, которые для нее важны в данный момент — то есть оно не способно концентрироваться. Вследствие плохого контроля стимулов в мозге возникает плохо контролируемая моторная реакция, снижается способность к обучению.

Внешне гиперактивные собаки очень тревожны, суетливы, они каждые несколько минут меняют занятия, что-то произносят, пристают к другим и т. д. Им даже трудно успокоиться, чтобы поспать, поесть или справить свои нужды. Их трудно научить правилам жизни дома или новым навыкам.

Я подчеркиваю: гиперактивность — это хроническое состояние, которое продолжается много месяцев и даже лет. Гиперактивные собаки встречаются довольно редко. Чаще всего мы наблюдаем вполне нормальных животных, которые просто возбуждаются по какой-то одной причине, или животных, которые бурно реагируют только на какие-то конкретные стимулы или не способны себя контролировать только в определенных ситуациях.

Интересно, что к ним часто по ошибке относят очень восприимчивых, умных животных, которые просто нуждаются в интересных занятиях и новых стимулах. Если таковые отсутствуют, они начинают активно искать их: бегать по квартире в поисках занятия, пытаются играть с предметами быта, рвать занавески, разрывать помойное ведро и ко всем приставать и т. д. На улице такие собаки не выносят постоянные прогулки по одному и тому же маршруту, где ничего не происходит и где им знаком уже каждый запах. Тогда они начинают приставать к прохожим, подбирать мусор или просто убегают — и пока они не получат свою дозу интересных стимулов, дозваться их сложно.

Восприимчивые собаки очень страдают от механического обращения хозяев. Если хозяин ведет себя, скорее, как заведенная машина, они могут начать метаться из стороны в сторону, лаять и откровенно безобразничать, чтобы привлечь внимание. С другой стороны, перегрузка стимулами тоже быстро приводит их в состояние стресса, который также выражается в перевозбуждении.

Чтобы достигнуть равновесия необходимо хорошо выучить симптомы стресса у собак, а также хорошо изучить индивидуальные потребности своей собственной собаки. К сожалению, многие хозяева ничего не знают о стрессе у собак и об их ментальных потребностях — и поэтому они не способны регулировать состояние своей собаки достаточно гибко в каждой конкретной ситуации. Многим гораздо проще приклеить ей штамп «гиперактивная» и повести ее «дрессировать» на послушание на площадку, где собака должна будет до упада выполнять тупые команды послушания, пока не станет пассивной. Нередко таких собак усмиряют медикаментами. Многих усыпляют как безнадежных. Все это очень печально, прежде всего, потому, что как раз эти животные являются нормальными. Просто их естественные потребности остаются незамеченными и заклеенными фатальным модным диагнозом «Гиперактивность».

Чаще всего я замечала в роли «гиперактивных» собак таких пород, как: бордер колли, веймаранер, венгерская выжла, сеттер, пойнтер, терьеры — собак с повышенной врожденной восприимчивостью к стимулам.

Часто ли вам как зоопсихологу приходится работать именно с гиперактивными собаками?

Нет. Я всего один раз в жизни видела по-настоящему гиперактивную собаку. Но ко мне обращались хозяева таких собак на онлайн-консультации. Я смогла им помочь только отчасти, просто направив ход их мысли. Остальное лечение должен проводить именно хозяин: он должен следить за симптомами стресса и иметь набор методов, чтобы успокаивать собаку в конкретных ситуациях. К счастью, все три обратившиеся ко мне хозяйки оказались способными справиться с этой задачей. Один мой клиент создал гиперактивную собаку чрезмерными спортивными занятиями — и не захотел от них отказаться. Поэтому я вообще не могла помочь ему.

Только ли «природа» виновата в таком «неадекватном» поведении или все-таки большую часть проблем создает именно владелец?

Скорее всего, виновато несоответствие характеров собаки и хозяина, а также неподходящие для собаки условия жизни. Знания о гиперактивности и о стрессе у собак появились буквально в течение последних десяти лет, а культура воспитания собак, склонных к гиперактивности в силу своей генетической предрасположенности, появилась всего два-три года назад. Поэтому совершенно естественно, что хозяева все еще совершают ошибки, приводя своих собак к состоянию гиперактивности, а потом не знают, что с этим делать.

Недавно в вашем издательстве «Догфренд Паблишерс» вышла замечательная книга Марии Хензе «Гиперактивная собака». Что лично для вас стало открытием после прочтения этой книги?

Эта книга привела всех нас в состояние шока! После книги «Стресс у собак» казалось, что с темой «Стресс» все ясно. Однако Мария смогла углубить эту тему. Во-первых, Мария указала на то, что собаки бывают гиперактивными — как и люди. Это для меня было новостью. Во-вторых, она рассказала, откуда, вообще, берутся собаки, которые не способны самостоятельно справиться со стрессом, — ведь стресс является обычной составной частью жизни, и здоровый организм обладает врожденными механизмами самовосстановления. Далее, Мария разработала целый класс методов обращения с собакой, находящейся в состоянии хронического стресса — от упражнений успокоения до методов тренировки послушания и приучения к правилам жизни дома. Она показала, как создавать планы терапии гиперактивных собак. Интересно, что описанные в книге методы можно использовать в применении к любой собаке, так как состояние сильного возбуждения бывает у каждого животного. В этой ситуации у каждого хозяина есть два пути: либо усилить стресс своими ошибками, либо научиться успокаивать собаку. Кроме того, каждый ответственный владелец хочет обучить свою собаку послушанию, не приводя ее к стрессу и травмам. Мария описывает, как это сделать в домашних условиях.

Мария Хензе в своей книге выделяет три причины гиперактивности и очень подробно описывает каждую: врожденная предрасположенность, условия развития и условия содержания и воспитания. Какой вывод сделали вы, работая с собаками: обязательно ли наличие сразу трех этих факторов, или проблемы могут возникнуть и при одной или двух причинах?

Нет, не обязательно. Достаточно всего одного фактора — какого-то травматического опыта. Однако у каждого фактора своя сила воздействия.

Кажется, фатальный случай, когда собака провела самый восприимчивый период своей жизни — щенячество — в плохих условиях — у плохих заводчиков или на улице, в качестве бездомной. У такой собаки гарантировано есть сбои в формировании организма. В первую очередь надо упомянуть нарушения формирования нервной и гормональной системы, внутренних органов, опорно-двигательного аппарата. Каждая из этих систем может быть причиной общего дискомфорта, то есть источником стресса, и, таким образом, вести к нервозности, повышенной восприимчивости и даже к гиперактивности. Такую склонность к гиперактивности надо будет контролировать всю жизнь.

Далее к гиперактивности приводят жесткие методы обращения с собакой с целями ее «воспитания». Насколько терапия в данном случае может помочь восстановить собаку, зависит от степени повреждений, к которым привела жестокость.

И самыми простыми факторами являются механический подход вместо эмоциональной коммуникации в семье и пожизненное кормление готовыми кормами. Убрав эти факторы, можно, скорее всего, полностью восстановить собаку. Но, к сожалению, как раз об этих факторах психологи собак часто забывают, потому что они основаны на наших затертых привычках.

Какие чаще всего допускаются ошибки в каждом из трех случаях?

В каждом из этих случаев действует всегда один и тот же фактор — это стресс. У любого организма есть простой набор потребностей — физиологических и ментальных. Когда они остаются неудовлетворенными, возникает стресс, а стресс приводит организм в состояние хаоса. На ранней стадии развития такой хаос более опасен, так как организм более восприимчив.

Самый частый набор ошибок:

  • Брать собаку с явно выраженными рабочими качествами и содержать в качестве компаньона в городских условиях.
  • Кормить собаку всегда только готовыми кормами.
  • Заставлять собаку делать то, что противоречит ее физиологии (например, тренировать с наказаниями, терпеть чрезмерные физические нагрузки).
  • Обращаться с собакой механически — вместо того, чтобы создавать с ней эмоциональный социальный контакт.
  • Предоставлять собаке слишком мало индивидуальной свободы и возможностей для ментальной и физической стимуляции.

Какие из этих ошибок (да и других тоже), увы, не удастся исправить занятиями, изменениями обстановки дома и т. д.?

Конечно, это ошибка в подборе собаки для семьи, а также отсутствие возможности предоставлять ей достаточно индивидуальной свободы и возможности для ментальной и физической стимуляции.

Мария Хензе в своей книге «Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов» большое внимание уделяет терапии. И часть программы лечения — это изменение поведения самого человека. Часто ли приходится сталкиваться с человеческим упрямством и нежеланием понимать, что поведение собаки зависит от поведения владельца?

Да, это самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться. Потому что люди буквально цепляются мертвой хваткой за свои привычки и представления. Причем, многие это делают неосознанно. Например, у меня был клиент, который мне сам рассказывал симптомы и факторы стресса своей собаки. Казалось бы, успех терапии с таким хозяином был обеспечен. Но не тут-то было! Хозяин не мог отказать себе в желании заниматься с собакой спортом — до упада, до гиперактивности — он для того и завел собаку — и кстати, очень любит ее. Людям всегда кажется, что проблему можно решить каким-то другим способом, не затрагивая свой стиль жизни, хотя проблемы собак непосредственно связаны с условиями, в которых они живут. Поэтому мы можем помочь только тем, кто гибко мыслит и может посмотреть на себя со стороны — глазами собаки.

Какие ошибки допускаются при дрессировке собак, которые приводят к гиперактивности? Хотя Вы слово «дрессировка» и не употребляете, но в России именно оно, к сожалению, во многом определяет занятия с собаками.

К гиперактивности приводят травмы, которые собака получает от жестоких наказаний. Как мы знаем, такие наказания могут доходить до ударов электрошоком, избиения собак или подвешивания в воздух на строгом ошейнике или удавке. На этом фоне традиционные рывки за поводок и окрики, от которых у собак, как минимум, моментально пропадает желание работать, воспринимаются как детская шалость — хотя если «шалить» слишком часто, в сумме получится тот же травмирующий эффект. Как известно, травму можно получить в результате одноразового сильного воздействия — или в результате многократного травмирующего опыта. От такого обращения одни собаки становятся пассивными, а другие, наоборот, гиперактивными, и предсказать, как среагирует на истязания нервная система конкретной собаки невозможно.

Абсолютное большинство курсов для собак в России используют методы, основанные на убеждениях столетней давности (начала 20 века). В те времена теория обучения находилась в зачаточном состоянии. Она была заложена Павловым и ограничивалась парой аксиом. Собака воспринималась как набор реакций, и дрессировщику надо было только подать ей правильный стимул — в том числе болевой. Что из этого вышло на самом деле вполне понятно: масса убитых и покалеченных собак и кинологическая система, которая, как магнит, притягивает людей определенного склада. Эта система до сих пор продолжает штамповать гиперактивных собак и собак с другими проблемами поведения.

Читайте также:  Пудель уход за шерстью щенка

В какие игры лучше всего играть с гиперактивными собаками и собаками, близкими к этому состоянию?

В первую очередь, это спокойные игры, требующие концентрации. Предпочтение отдается играм, основанным на работе носом, решении задачек на смекалку. Мы также используем упражнения на прохождение снарядов аджилити — только в очень медленном темпе (слоу аджилити), чтобы собака могла сосредоточиться на своих движениях. Хорошо помогают игры, когда собака спокойно исследует предмет, достает из него что-то съедобное и сосредоточенно жует его (см. статью на сайте Догфренда «Развивающие игры своими руками»). Причем, надо помнить, что даже во время таких игр собака может перегрузиться. В таких случаях игра на успокоение снова превратится в источник стресса. Поэтому, занимаясь с собакой, надо следить за ее состоянием, чтобы вовремя сделать перерыв. Мы часто выдаем собакам игрушки и лакомства, которые она может жевать долго и с наслаждением. Это их успокаивает.

Какие «звоночки» в поведении нормальной собаки должны насторожить владельца и указать на то, что собака приближается к границе гиперактивности?

Во-первых, надо насторожиться, если у собаки изменилось поведение в знакомой ситуации или появились странные привычки. Многие из этих новых привычек можно найти в списках симптомов стресса. Особенно часто наблюдается склонность к резким реакциям на стимулы, на которые собака раньше реагировала спокойно. Например, она всегда спокойно реагировала на звонок в дверь — и вдруг начала от него вздрагивать и заливаться лаем. Собака может внезапно начать показывать пугливую или агрессивную реакцию.

Во-вторых, у собаки могут внезапно проявиться физические проблемы: произойти изменения состояния шерсти, появиться зуд, понос, выделения из глаз и т. д. Обычно с такими проблемами обращаются к ветеринару. Но это могут быть симптомы стресса, предвещающие гиперактивность.

В-третьих, если собака долго не может успокоиться после какой-то активности. Нормальным считается, если она успокаивается минут за 15 после того, как она, например, возбужденно поиграла или вернулась с активной прогулки. Собака, близкая к гиперактивности, еще долгое время будет оставаться активной. Чаще всего в этом случае хозяевам кажется, что собака не нагулялась — и они стимулируют ее еще больше. Таким образом для многих начинается заколдованный круг — собака становится все более активной, и хозяева стараются предоставить ей все больше занятий. Все это продолжается, пока повышение активности не дойдет до абсурда, когда собака будет активна чуть ли не круглосуточно.

Кроме тренировок, условий жизни и питания, Мария Хензе пишет и о медикаментозном лечении. Насколько это необходимо? Или все-таки можно обойтись и без медикаментов?

Медикаменты бывают разными. Есть психофармакологические средства, а есть витамины и успокоительные на основе трав. Психофармакологические средства — это «коты в мешке». Несмотря на то что их многократно тестируют прежде, чем выпустить на рынок, и массово прописывают пациентам, никто не знает, как они действуют на самом деле. Мозг слишком сложно устроен и слишком плохо изучен, чтобы точно сказать, как на него повлияет то или иное вещество — да еще в таком сложном аспекте как психическое состояние индивидуума. Нередко положительный эффект, полученный сразу после применения медикамента, через некоторое время сменяется отрицательным. Так, некоторые антидепрессанты сначала повышают настроение, а потом вызывают еще более сильную депрессию.

Поэтому медикаментозное лечение — это только крайняя мера для тех, кто не смог справиться с проблемой иначе. Это своего рода костыль, который в некоторых случаях помогает пережить самый тяжелый начальный период терапии. Мы предпочитаем успокоительные средства, основанные на травах. В это время собака может быть совершенно неспособной сконцентрироваться даже на короткое время, чтобы воспринять простые сигналы хозяина. Поэтому ее надо успокоить — и воспользоваться этим состоянием, чтобы развить хотя бы минимальную способность сконцентрироваться. Тогда появляется своего рода «окно концентрации», которое можно постепенно расширять, продолжая занятия.

Витамины и минеральные вещества помогают восстановить нервную систему. Такие медикаменты кажутся необходимыми для любой собаки, особенно со слабой нервной системой.

Когда я читала книгу, у меня перед глазами очень часто вставали картинки, где главными героями были не владелец и собака, а родитель и ребенок. Многие рекомендации и объяснения, на мой взгляд, применимы и в ситуациях с гиперактивными детьми и просто с очень активными…

Так и есть: все сказанное применимо и к людям. Нервная система всех животных устроена очень похоже, особенно у млекопитающих. Она работает по одним и тем же законам. Ее веками исследовали с использованием одновременно экспериментов над животными и над людьми. Теперь полученных знаний стало достаточно, чтобы уйти от механического подхода в психиатрии.

Зная о факторах и симптомах стресса, можно проанализировать состояние человека — вместо того, чтобы приписывать ему диагноз «гиперактивность» и начинать пичкать медикаментами. Например, высокоодаренных детей долгое время считали гиперактивными, потому что они реагируют на стресс от скуки повышением физической активности. В школах, насколько я знаю, это достаточно частая проблема. Множество восприимчивых детей не способны перенести стресс от грубых отношений в семье или чрезмерной активности своих родителей. Такие дети нередко не способны расслабиться и, словно заведенные, все время ищут себе занятия или усваивают особые виды поведения, помогающие им успокоиться (так называемые «вредные привычки»).

Новые знания о состоянии стресса помогают избавляться от ложных представлений. Так, людей с психическими травмами нередко отличает особое трудолюбие. Такие люди могут работать до состояния полного истощения. Раньше мы считали это качество положительным. Теперь мы знаем, что это реакция психики на состояние хронического стресса, когда мозг не способен отдыхать и от этого подсознательно ищет постоянных занятий.

Часто родители стремятся нагрузить своих детей занятиями, которые якобы должны способствовать развитию. Помимо уроков в школе, такие дети еще посещают разнообразные кружки. Таким образом, рабочую неделю ребенка можно сравнить с рабочей неделей взрослого-трудоголика! Но мало кто задумывался над тем, что дети, у которых нет времени на полноценный отдых, тоже подвергаются опасности стать гиперактивными. Их организм привыкает к жизни в режиме повышенного стресса. Рано или поздно они могут стать жертвами болезней, связанных с нервным перенапряжением, а также потерять всякую мотивацию к обучению.

Кстати, если в семье есть ребенок-дошкольник и гиперактивная собака или очень активная. Что делать?

Я бы попыталась вылечить собаку. Но все зависит от тяжести ее состояния, а также от активности самого ребенка и желания родителей заниматься больной собакой. Я знаю семью с четырьмя маленькими детьми и гиперактивным выжлой. Скорее всего, собака стала гиперактивной именно от того, что вокруг нее столько активных детей, которые не дают ей покоя, и их родители, которым совершенно безразлично состояние собаки.

«Гиперактивная собака» — это единственная книга Марии Хензе или есть еще? И если есть, будете ли издавать другие?

Мария вместе со своими коллегами написала еще две книги. В одной из них говорится о современной школе для собак, где нет муштры, где все упражнения послушания разучиваются простым методом положительного подкрепления, где много внимания уделяется построению контакта с собакой и где занятия организованы с желанием развивать естественную любовь животных к обучению. Обучение — это удовольствие, а не насилие!

Вторая книга рассказывает о том, как открыть в собаке ее таланты и развивать их. Обе книги принадлежат немецкому издательству Cadmos. Я надеюсь, что они появятся на русском рынке, так как Cadmos уже работает в России.

Источник

Гиперактивная собака

Многие собаки от природы обладают высокой активностью, поэтому при выборе четвероногого друга важно обращать внимание на его породу. Высокая активность свойственна таким породам, как джек-рассел-терьеры, фокс и ягдтерьеры, лайки, хаски, бигли, пинчеры и другие. Для одних собак высокая активность является нормой, для других — заболеванием, требующим лечения. Диагноз «Гиперактивность» ставится только тогда, когда реакция питомца на внешние раздражители значительно ярче по сравнению с животными его породы. Гиперактивность является патологическим состоянием, четвероногий друг страдает от этого недуга. Хозяину важно знать особенности поведения гиперактивной собаки и способы воздействия на это состояние.

Содержание:

Особенности поведения гиперактивной собаки

Четвероногие друзья, страдающие гиперактивностью, похожи в своих повадках. Если вы замечаете у своего любимца описанные ниже черты, советуем обратиться к специалисту, который проведет изучение нервной системы вашего любимца и при необходимости назначит лечение.

Постоянное привлечение внимания хозяина. Собака все время скулит или лает, толкает человека носом, лапами. При встрече хозяина питомец необузданно радуется, запрыгивая на владельца, кусая одежду, визжа. Продолжительное время после встречи хозяина любимец находится в возбужденном состоянии и не может успокоиться.

Отсутствие отдыха в течение дня. Находясь в одиночестве, в ожидании хозяина, собака, страдающая гиперактивностью, не может отдыхать. Она продолжает вести себя беспокойно: ходит, отзывается лаем на любые внешние звуки, гоняет игрушки, рвет и грызет мебель, разрушает пол и стены. Такие питомцы очень мало спят, что еще больше усугубляет их состояние.

Слишком активное поведение на прогулках. На улице питомец встречает множество раздражающих нервную систему факторов. Реакция на один раздражитель мгновенно сменяется новой реакцией на звук или движение. Собака мечется, бегает туда-сюда. При встрече с людьми или другими животными гиперактивным питомцем не соблюдаются правила приветствия. Он рвется вперед, лает, прыгает и т. д.

Быстрая возбудимость. Гиперактивные собаки быстро приходят в состояние фрустрации. Они неспособны ждать, когда им открывают дверь или выдают лакомства. Если пытаться при этом их удерживать, могут реагировать агрессивно, кусаться. Даже незначительные конфликты с людьми или сородичами сразу делают их крайне возбужденными.

Советы по профилактике гиперактивности у собаки

В большинстве случаев причиной внезапно возникшей гиперактивности является недостаток общения с хозяином. Важно понимать, что для гармоничного развития питомца владельцу необходимо ежедневно уделять ему время: гулять, общаться и играть с ним. В некоторых случаях поможет коррекция поведения и самого хозяина. Собаки очень чувствительны к настроению хозяина. Если человек постоянно суетится, беспокоен, растерян, не уверен в себе, собака будет перенимать на себя его поведение. Если же человек спокоен, ведет себя уверенно, то и питомец будет стараться подражать ему. Следите за тактикой вашего воспитания, она также оказывает влияние на четвероногого друга. Далее мы опишем самые распространенные способы коррекции поведения собаки.

Игнорируйте собаку в моменты пика ее активности. Если этого не делать, питомец усвоит, что только гиперактивным поведением он может добиться желаемого и будет применять такой стиль общения с вами еще чаще.

Давайте любимцу интересные задания во время прогулки. Так он сможет сконцентрироваться на одном деле. Например, можно купить специальный собачий рюкзак, положить в него игрушки, воду, и питомец будет сосредоточен на своей ноше.

Давайте собаке возможность поплавать в водоеме, если ей это нравится. На плавание уходит много сил, после такого занятия любимец, скорее всего, будет крепко спать.

Читайте также:  Как сделать вольер для щенка своими руками во дворе

Приобретите специальные собачьи игрушки, даже если ваш любимец уже не щенок. Косточки, мячики, жгуты, палочки интересны для собак любого возраста. Играя с ними, питомец выплескивает накопившуюся энергию и не докучает хозяину.

Давайте питомцу успокаивающие лекарственные средства. После консультации с ветеринаром возможно применение специальных седативных средств для снижения гиперактивности животного. Исходя из размера животного, можно купить успокаивающие капли «Фитэкс», состоящие только из натуральных компонентов. Они производятся для собак крупных и мелких пород.

Источник

Гиперактивность собак — причины и решение проблемы

Опубликовано 17 марта 2020 в 19:55

Гиперактивность за последние несколько лет стала модным термином, который приписывают не только детям, но и четвероногим друзьям. Диагноз в большинстве случаев ставят собакам, когда серьезной проблемы нет. Кинологи и зоопсихологи советуют владельцам разобраться с понятием гиперактивности, чтобы лучше заботиться о своем любимце.

Причины нестандартного поведения и методы коррекции

Под гиперактивностью подразумевают хроническое состояние, при котором малейший стимул приводит к возбуждению. В нормальном состоянии мозг способен проверять и фильтровать сигналы, формируя адекватную реакцию на ситуацию. При гиперактивности важные функции отключаются, поэтому собака на сознательном уровне не умеет игнорировать менее важные стимулы. Отсутствие концентрации приводит к бесконтрольной моторной реакции, из-за чего снижается возможность обучения.

Гиперактивность сложно не заметить:

  1. Питомец постоянно суетится, проявляет тревогу, склонен к резкой и частой смене занятий.
  2. Собака не может успокоиться, чтобы справить нужду, принять пищу или поспать. Отсутствие нормального отдыха еще больше усугубляет состояние, а со временем возбуждение переходит во фрустрацию.
  3. Животное тяжело поддает дрессировке, плохо усваивает новые навыки и основные правила поведения.
  4. Четвероногий друг будет делать все возможное для привлечения внимания хозяина. Он толкается, лает, скулит или тянет за одежду. После встречи с владельцем собака может находиться в длительном состоянии возбуждения.
  5. На прогулке домашний любимец бегает из стороны в сторону, прыгает, лает, тянет поводок и вступает в конфликты со своими сородичами.

Проблема гиперактивности отчетливо заметна, когда не совпадают темпераменты собаки и хозяина. Внезапно возникшее возбуждение зоопсихологи объясняют недостатком внимания со стороны владельца. Для нормального развития животного человеку нужно постоянно общаться с питомцем, играть и проводить на улице несколько часов в день. В практике специалистов зафиксированы случаи, когда четвероногий друг полностью копировал поведение хозяина. Если владельцу сложно успокоиться, он часто нервничает и суетится без повода, то собака начнет ему подражать.

Энергию домашнего любимца можно повернуть в правильное русло:

  1. Следует найти для собаки занятие, которое ей по душе. Помогут интеллектуальные и развивающие игрушки или проработка несложной команды. Важно понимать, что такие занятия не должны заменять физическую активность.
  2. Собаки получают опыт, используя запах, поэтому ароматерапия не будет лишней. В этом случае нужно обратиться за советом к ветеринару, который подскажет безопасные ароматы.
  3. Перенаправить энергию можно при помощи обычной прогулки без остановок. У собаки появится приятная усталость, и животное заметно снизит активность.

Четвероногий друг может не понимать смысл предложений, но он тонко улавливает тон и язык жестов. Зоопсихологи советуют разговаривать с животным спокойным и низким тоном, не поддаваясь эмоциям.

Особенности воспитания и дрессировки

Важно осознавать, что гиперактивность – это хроническое состояние, продолжающееся несколько месяцев. Если собака возбуждается при определенных обстоятельствах или заметно реагирует на конкретные раздражители, следует работать с устранением негативных факторов. Диагноз нередко ошибочно ставится умным и восприимчивым питомцам, которым необходимы увлекательные занятия и интересные стимулы. При отсутствии новых впечатлений собака сама себе их найдет даже в отсутствие хозяина:

  • перевернет мусорное ведро;
  • испортит мебель и шторы;
  • начнет грызть предметы, которые находятся на доступном расстоянии.

Повторяющийся маршрут прогулки наводит на питомца скуку, поэтому он будет приставать к посторонним людям или сбегать навстречу ярким приключениям. Собака поступает так не назло или из вредности, а от банальной скуки. Зоопсихологи подсказывают, как исправить ситуацию:

  1. Необходимо купить разнообразные игрушки, даже если питомец вышел из маленького возраста. Скопившаяся энергия будет выплескиваться на палочки и мячики, а не на домашний интерьер и владельца.
  2. Если животное любит плавать, в теплое время года полезно организовать выезд к водоему. Занятие отнимает много сил, поэтому по возвращении домой любимец будет крепко спать.
  3. Обычные прогулки следует разнообразить, меняя маршрут или придумывая новые задания.
  4. В моменты пика активности специалисты рекомендуют игнорировать собаку, которая начнет проявлять знаки внимания. Если не пройти это серьезное испытание, животное поймет, что навязчивым поведением сможет добиться желаемого.

Со временем у любящего владельца получится успокаивать питомца без травм и стресса.

Гиперактивные породы собак и идеальные владельцы для них

К поведенческим проблемам чаще всего приводит несоответствие характеров владельца и питомца, поэтому еще на этапе выбора четвероногого друга следует тщательно изучить особенности породы. Склонны к гиперактивности:

  • аляскинский кли-кай;
  • хаски;
  • бельгийская овчарка;
  • бретонский спаниель;
  • сеттер;
  • венгерская выжла;
  • терьеры;
  • пойнтер;
  • колли.

Милая внешность собак бывает обманчивой, поэтому нужно соотнести активность питомца с собственными возможностями. Если воспитывать непоседливые породы, придерживаясь стандартных методик, однажды вечером можно обнаружить квартиру, расщепленную на атомы. Сложной породе нужен любящий хозяин, который не прибегает при воспитании к наказаниям. Травмы спровоцируют развитие нового витка гиперактивности, поэтому жестокость не решит проблему. Следует учитывать возможность свободного передвижения собаки, которой будет тесно в малосемейке или небольшой однокомнатной квартире. Если хозяин домосед, активность питомца станет для него настоящим испытанием, поэтому подвижных животных лучше заводить энергичным людям.

Источник



СДВГ. Советы детского врача-психиатра

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

Читайте также:  Через какое время можно забрать щенка от матери

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

  • ослабление физического здоровья;
  • расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
  • вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
  • закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.

3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.

4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.

5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.

Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.

Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.

Шизофрения. Отличительные признаки:

1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.

2. Особенности поведения наблюдались не с рождения, а появились позже. Чаще — в 5-6 лет или после 12 лет.

3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.

4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.

5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.

6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.

7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.

8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.

Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.

Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?

Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?

  • Дайте ему в начале урока четко структурированный по времени план. Хорошо при этом использовать часы со звонком, чтобы отделять одно задание от другого.
  • По возможности поощряйте ученика.
  • Дайте возможность при необходимости обращаться к вам за помощью. Посадите его за первую парту, чтобы периодически контролировать и направлять деятельность в нужное русло.
  • Ответственность и дисциплина. Давайте мелкие поручения, которые он может выполнить, и общественную нагрузку, чтобы смог показать свою значимость. Отпускайте на переменку только после того, как рабочее пространство приведено в полный порядок.
  • Устраивайте небольшие двигательные разминки в течение занятий.
  • При синдроме дефицита внимания и гиперактивности необходимо рекомендовать родителям обратиться за специализированной помощью к детскому неврологу, психиатру и психологу, т.к. более эффективного результата в данном случае можно достичь, сочетая педагогическую коррекцию с медикаментозной терапией и психологической помощью. При неврозе желательно пообщаться с родителями ученика в неформальной, доверительной обстановке. Проблема «растворится» только в том случае, если будет устранена первопричина – психотравмирующая ситуация, в которой находится ребенок. Важно быть на связи с родными, близкими, чтобы помогать ребенку сообща. Не менее важна и помощь семейного психолога. Желательно получить консультацию детского врача-психиатра, ведь в определенных случаях назначение очень легких, как правило, растительного происхождения препаратов, может значительно улучшить состояние ребенка. Когда невроз становится более длительным, принимает форму хронического заболевания, процесс лечения становится существенно тяжелее и сложнее. Шизофрения. В этом случае основные помощники – детский врач-психиатр и медицинский психолог.

Ребенок с СДВГ. Советы родителям

1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.

2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.

4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.

Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html

Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости

1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.

2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.

3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.

4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.

5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.

Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник