Меню

Дрессировочный зал для собак

Почему дрессировочные площадки бесполезны. Часть 1

В нашей сегодняшней публикации мы кратко разберем, почему дрессировочные площадки, коих по стране тысячи и тысячи, не помогут вам исправить нежелательное поведение вашего питомца.

Вы ведете собаку на дрессировочную площадку, чтобы она:

  1. Прекратила убегать от вас на прогулке?
  2. Чтобы она четко выполняла ваши команды?
  3. Чтобы не грызла ваши тапки?
  4. Прекратила на вас рычать, когда вы проходите мимо ее чашки с кормом?

Поздравляю вас с этим решением!

Но, плохая новость заключается в том, что на дрессировочной площадке вы никогда не добьетесь этих целей!

Возможно, это заявление покажется вам слишком категоричным, и вы начнете приводить мне примеры из жизни о том, как некий ваш знакомый водил свою собаку на дрессировочную площадку и…о чудо! Собака исправилась!

Посмею вам возразить – вашему знакомому просто повезло завести собаку сбалансированного психотипа – то есть собаку способную самостоятельно научиться тому как избежать конфликтов с владельцем. Собаки этого психотипа (в среднем 40% от популяции всех собак) требуют минимального обучения.

Мы же говорим о по-настоящему «трудных» питомцах. Тех, которые рычат и кусаются, бросаются на прохожих, преследуют машины и велосипедистов, защищают чашку с кормом от своего владельца или напротив – боятся всего живого и прячутся дома под ванной. О тех, которых терпеть не могут инструкторы на дрессировочных площадках и которые впоследствии оказываются либо на улице, либо на столе ветеринара с последующей смертельной инъекцией.

Дрессировочная площадка – не предназначена для создания бесконфликтных взаимоотношений с собакой

Обычно, когда мы начинаем изучать что либо (будь то дрессировка, английский язык или плетение фенечек из бисера), мы ясно понимаем, зачем мы это делаем, какова наша цель. Мы отчетливо понимаем, что, плетя фенечки из бисера, мы не выучим английский язык и наоборот. Так почему же столь многие владельцы собак надеются исправить нежелательное поведение своего питомца с помощью формальных спортивных курсов дрессировки вроде ОКД? Как абстрактная, ни к чему не обязывающая команда «сидеть» (или еще лучше – «стоять»!) соотносится с жизненными потребностями собаки и может подсказать ей как правильно вести себя дома в семье владельца?

Ваша собака вовсе не хочет конфликтовать с вами. Напротив, она хочет понять, кто вы, кто она в вашем коллективе, как ей реализовать свои собачьи потребности (еда, вода, отдых) и инстинкты социального хищника (создание стаи, лидерство в ней), и при этом избежать вашего немотивированного, с ее точки зрения, гнева. Скажите, пожалуйста, как, с помощью команды «ко мне» вы объясните ей все эти чрезвычайно важные моменты?

Чтобы абсурдность ситуации предстала пред вами во всей красе, я проведу аналогию с человеческой жизнью. Вообразите на мгновение: вам 12 лет и вы хотите узнать, как вам добиться успеха в этой жизни (реализовать желаемое), но родители, в ответ на ваши закономерные вопросы, рекомендуют вам отжаться от пола десять раз.

К слову, по рассказам моего отца, в армии этот «прием» используется исключительно в качестве наказания за проступки, унизить его, а не для повышения боеспособности бойца.

В чем так сильно провинилась ваша собака, что вы, вместо того чтобы попытаться наладить с ней взаимоотношения, регулярно издеваетесь над ней, заставляя ее «отжиматься от пола» — то есть выполнять бессмысленные для нее в данном контексте, команды управления?

Дрессировочная площадка и спортивные курсы дрессировки

Возможно у вас, дорогой читатель, сложилось ошибочное мнение, что я выступаю против любых спортивных курсов дрессировки собак, и вы уже мысленно «закидываете меня тапками» за такой «непрофессионализм».

Спешу вас разочаровать. Я не имею ничего против таких спортивных курсов дрессировки как Шутцхунд, ИПО, курс «Городская собака» и даже ОКД (общий курс дрессировки, который мой отец ласково называет «развлечением детей в песочнице»). Напротив, я нахожу их весьма полезными для отбора рабочих собак, способных к реальной практической работе в области безопасности, защиты, поисковой работы и для отбора производителей – «улучшателей» линий рабочих собак.

Но основная масса собак (подавляющее большинство их) не используются для разведения и прикладной работы.

Они выполняют иную, не менее важную роль — компаньонов (друзей и членов семьи).

При таком использовании собаки, на первом месте стоит качество жизни с собакой. То есть ваша собака-компаньон должна обладать бесконфликтным поведением в семье владельца и в обществе. А для решения этой задачи (исправления насущных проблем поведения) спортивные курсы дрессировки — бесполезны. Они ставят своей целью сдачу экзамена (количество баллов), а не ваш комфорт жизни с собакой.

Не секрет, что многие владельцы собак, чьи питомцы с отличием прошли спортивные курсы, или просто те, кто регулярно посещают дрессировочную площадку, жалуются, что за пределами площадки собаки их не слушаются.

Отсюда мы плавно переходим к следующему аргументу против посещения дрессировочных площадок для исправления нежелательного поведения — к вопросу о том, где же нужно начинать дрессировку своего питомца.

И о нем я буду говорить во второй части данной статьи.

Источник

Дрессировочная площадка: польза или вред?

Люди заводят собак, чтобы сделать свою жизнь счастливее. Они хотят своим собакам самого лучшего и стараются правильно их воспитывать. Поэтому многие обращаются к профессиональным кинологам. С другой стороны, водить собаку на площадку стало модным.

Но насколько помогает инструктор? Давайте заглянем на дрессировочную площадку.

Что чаще всего происходит на дрессировочной площадке?

Приходите на обычную дрессировочную площадку – в выходные город просто кишит таковыми. Тут происходят реальные чудеса. Многие собаки в строгачах, удавках и электроошейниках. Сцена «дрессировки» может развернуться прямо посреди города, в парке, на глазах гуляющих — взрослых и детей. Орущие человеческие существа обоих полов («инструкторы») пытаются «работать» сразу с десятком – другим собак. При этом, групп таких собак несколько, они распределены по площадке. В таком скопище автоматически возникает беспорядок. Поэтому собаки то и дело получают взбучку. Одна молодая деваха бьёт своего лабрадора ногой. (Удивительно, как это омерзительное живое существо живет в женском теле!)

Новичкам инструктор советует «хоть раз неожиданно ударить собаку, чтобы она поняла, кто тут лидер и не пыталась доминировать».

Основа основ дрессировки – рывки за поводок. Не щадя шеи животных, их дергают по любому случаю. Интересно, что «великий и могучий» хозяин одной из площадок на официальной встрече с владельцами утверждал, что «собаке ничего не будет, так как её только легонько подтягивают за поводочек». Альтернативно вам могут рассказать, что шея собаки нечувствительна к рывкам и что без боли собаки ничего не понимают.

В такой ужасной обстановке собака, обладай она даже самой устойчивой психикой, не способна расслабиться или вести себя спокойно, например, чтобы сесть или лечь. Поэтому «методика обучения» включает крики, дёргание и придавливание к земле.

Одна из собак полностью отключилась – её психика не выдержала. Поэтому на неё решили повлиять электрошоком. Хозяин спокойно смотрел, как его любимице подбривают шерсть на шее, в районе сонной артерии. Далее он смеялся, когда она с визгом бросилась бежать от удара током.

Другая собака, воспользовавшись секундой свободы, пыталась убежать. Её поймали, ударили и подвесили на ошейнике. (В нашей стране этот преступный прием очень наспространен и нередко предлагается как метод воспитания собак «трудных пород».)

У других собак паника не вызвала желания убежать. Поэтому они отделались встряхиванием за шкирку.

Я провела на площадке всего пару минут – и мне стало плохо. Я думаю, что те, кто там оставался дольше и продолжал приходить туда с собакой каждую неделю, скроены из другого материала.

Ко мне приходили клиенты, которые рассказывали, что уходили с площадки после одного «занятия» или даже в процессе «занятия»: их собаки рвались прочь. Многие инструкторы обвиняют таких хозяев в лени. По их мнению, дрессировка – важная часть воспитания, без которой собака «превратится в монстра». Но что включает понятие «дрессировка», они не уточняют. Поэтому многие хозяева чувствуют себя обязанными привести свою собаку на дрессировку и послушно снести все, что там происходит.

«…Мы ведь действительно воспитывались по советским книжкам, и когда делаешь «не по книжному», а как велит здравый смысл — каждый раз в голове всплывает, что делаешь «не так», «не по учебнику…»».

Тон инструкторов с такой площадки настолько жесток, что владелец не решается задавать вопросы, не говоря уже о том, чтобы выразить сомнение в происходящем. Сомневающиеся получают ответ – мутный, иногда хамский. «Особо опасные» скептики немедленно выдворяются.

Если вы боитесь возразить инструктору, могу раскрыть вам небольшую психологическую тайну. Те, кто выглядит крайне уверенным и агрессивно защищается, на деле очень неуверенные в себе люди: хамство является их защитной оболочкой. Поэтому вы можете смело выражать своё мнение. Вспомните психологию, Эффект Крюгера-Даннинга. Я люблю ставить перед такими людьми зеркало: «Ты пытаешься выглядеть уверенными лидером? А ты знаешь, что на деле ты выглядишь как дурак и живодёр?!»

«Гамма уже заранее знала, что мы идём на дрессировку. Она ползком спускалась по лестнице. Да мне и самой было страшно идти на занятия!».

«…Нас — владельцев собак — благополучно затягивают «классические» методы дрессировки, которые просто калечат животных морально и физически!».

«Я уже столько литературы прочитала и советов услышала, но они ужасны, например, советуют ошейник антилай, струю воду из брызгалки, кидать игрушку в собаку, когда лает, стучать, топать и прочее, а одна так вообще посоветовала связки резать…».

«…сейчас я вижу, как уродуют психику собак прямо с щенячьего возраста и становится просто страшно. Особенно, когда это ротвейлер или бульмастиф.».

Немного о «позитиве»

Конечно, не все площадки выглядят так ужасно. Если хозяева видят, что инструктор не бьет собаку и не использует строгачи & СО, если в его словах просматривается здравый смысл, они решают, что этот инструктор работает положительными методами. Тогда они пропитываются к нему доверием.

К сожалению, не всё, что называется позитивом, таковым является на самом деле. Позитивной тренировкой часто называют желание заниматься с собакой без использования того, что данный тренер лично для себя считает насилием. Но если этот тренер не обладает достаточно большим объёмом знаний о собаке, о её внутренней жизни и её реакциях, если у него нет достаточных навыков тренировки, он работает с определённой долей негатива. Это можно назвать неуклюжестью. Многие собаки такое прощают. Хотя некоторые, особенно восприимчивые собаки, от работы неуклюжего тренера могут впасть в состояние стресса.

Понятно, что эффективность неуклюжей тренировки ниже, чем если бы она была организована по всем правилам психологии собак. Неуклюжие тренеры хуже справляются с проблемными ситуациями и в отчаянии используют наказания, как нечто необходимое. У таких тренеров даже существует система доказательств, что наказание необходимо.

Собаку ввели в состояние сильного хронического стресса тем, что перегрузили занятиями. Тренер просто не видела сигналов, которыми собака показывала свою усталость. Тогда собака отключилась и перестала реагировать на команды. За это тренер и хозяйка решили, что собака заслуживает наказания. Собаку шлепнули и решили игнорировать в течение некоторого времени. На следующем занятии собака отказалась выполнять команду. Тогда тренер решила, что она просто ленится. Это тоже послужило поводом для наказаний. И т.д.

Читайте также:  Нобивак для собак dhppi что это такое

Насилие начинается там, где заканчиваются знания

Я привожу иллюстрации, которые показывают негативный эффект от того, что тренер не умеет грамотно обращаться с телом собаки и правильно организовать выполнение упражнения. Во всех примерах собака испытывает страх и стресс от давления со стороны человека.

После такого обращения собаки нередко начинают показывать проблемы во время занятий. Эти проблемы индивидуальны. Собака может начать бояться выполнения данного упражнения, работы с данным человеком или тренировки вообще.

Почему нельзя заниматься у неуклюжих тренеров:

  • если инструктор работает неуклюже, значит, он не видит сигналов собаки, не владеет техникой обращения с собакой и не знает принципов обучения. Следовательно, те, кто занимается в его группе, также не получат эти важнейшие знания.
  • так как на курсах кинологии в России до сих пор преподают армейскую систему дрессировки, то навыки послушания, которым стараются обучать инструкторы, преподаются неоптимально. Так, например, собаку обучают не просто сесть, а сесть в определённую позу. Команде «Ко мне!» обучают без учета языка телодвижений собаки, агрессивно, грубым тоном (который пугает собаку и заставляет её бежать от хозяина, а не подходить к нему). Помимо этого, при подходе собаку зачем-то просят обойти вокруг ног хозяина и встать с определённой стороны. Возможно, такая система была важна для службы в армии. Но сейчас это выглядит неуместно.

Очень жаль, что мотивация многих инструкторов быть положительными не ведёт к дальнейшему развитию, к новой кинологии. В новой кинологии собрана вся важнейшая информация о собаке и о психологии обучения животных, которая доступна на сегодняшний день. Ее составляли ученые и тренеры разных стран на протяжении многих лет. Новая кинология превратилась в единую систему, которую можно легко выучить даже в России, с помощью книг и других материалов издательства Догфренд Паблишерс, а также лирературы, издаваемой другими издательствами.

Как инструкторы искажают сведения о собаках

В насильственной кинологии многие давно известные сведения о животных не используются вообще или используются извращённом виде – для поддержания существующего порядка.

Основные положения теории обучения (включая теорию мотивации) были известны ещё со времен Павлова и Скиннера. Уже тогда учёными делался упор на то, что наказания и депривация дают гораздо худший результат, чем тренировка собаки в хорошем физическом и ментальном состоянии, с помощью подкрепления правильного действия. Было также известно, что в обучении собаки большую роль играют её когнитивные функции. В состоянии страха и беспомощности собака неэффективна – точно так же, как в этом состоянии был бы неэффективен человек. Тем не менее, кинологи пытаются управлять собакой, как механизмом, способным лишь выполнять примитивные функции и испытывать страх.

Уже давно известна физиология стресса. Известно, что организм имеет свои пределы восстановления от стресса. Сильный и продолжительный стресс приводит к нарушению поведения, психическим травмам, а также к серьёзным проблемам со здоровьем. Но этот факт не мешает кинологам перегружать собаку стрессорами, не вдаваясь в подробности её восприятия. При этом, многие факторы и симптомы стресса им неизвестны; неизвестны также методы терапии поведения для восстановления нормального состояния животного. Вместо этого нежелательные реакции выдаются за доминирование или просто подавляются наказанием. Именно поэтому работа с проблемой поведения часто заканчивается катастрофой.

Например, сложная форма хронического стресса – гиперактивность — до сих пор «лечится» повышением нагрузки до состояния полного изнеможения, когда гормоны стресса начинают разрушать организм наиболее эффективно.

Квалифицированное решение проблемы гиперактивности, наоборот, состоит в постепенном снижении нагрузки до состояния, когда уровень гормонов стресса собаки снизится до нормы.

Строение шеи позвоночных известно уже тысячи лет. Из медицины известно, что травмы органов шеи приводят к фатальным последствиям. В кинологии этот факт еще раз подтвержден исследованиями Андерса Халлгрена (его книга «Проблемы поведения – или боль в спине?» опубликована в России 11 лет назад). В наше время остаётся только задуматься над тем, каким способом можно снять с шеи собаки нагрузку, которая вызвана необходимостью прикреплять к ней поводок. Для этих целей используют правильно подобранные шлейки. Вся коммуникация с собакой и её обучение ведётся голосом и жестами. Квалифицированный тренер начинает обучение собаки и хозяина с обучения ненасильственной коммуникации. Тем не менее, на стандартных площадках воздействие на шею животного с помощью боли до сих пор считается важным методом дрессуры.

«А когда мы пришли на площадку в шлейке, нас хорошенько так отчитали , что собака должна быть в ошейнике и свободного пространство между шеей и ошейником должно быть максимум в 1 палец…»

Животные испытывают боль. Этот факт в ветеринарии никто не оспаривает. Но многие кинологи пытаются внушить владельцам, что собаки «не чувствуют боли» – в том числе – от шипов и ударов током.

«…на занятиях я попросила, чтобы помогли с этой командой. И вот тогда мы (я + щен) первый раз познакомились с этим ошейником. Сказать, что шок был у меня — это ничего не сказать. Я впервые видела свою собаку в таком состоянии. Она была на длинном поводке, бросилась ко мне, пытаясь спрятаться, сбила меня с ног…».

Теория о том, что собаки пытаются доминировать в семье, умерла ещё в середине 90х годов. Её создатель, американский исследователь Дэвид Мич, признался в специально посвящённой этому вопросе статье, что совершил ошибку. Это положило начало переосмысливанию поведения собаки. Кроме того, из общения с собаками мы видим, что они не обладают способностью даже думать о доминировании – они принадлежат к другому виду животных, чем мы, и полностью зависят от своих хозяев. Лидерство, наоборот, требует повышенного уровня компетенции. Но инструкторы постоянно прибегают к обвинениям собаки в стремлении доминировать. Доминирование для них — палочка-выручалочка во всех случаях, когда они не понимают поведение собаки. Другими словами, теория доминирования до сих пор используется для оправдания произвола инструкторов.

Опыт студентки кинологических курсов, которая показала статью Дэвида Мича своему преподавателю: «Преподаватель посоветовал засунуть мне эту статью куда подальше (простите за выражение), т.к. ей более 5 лет». (Примечание: здесь важно отметить, что на кинологических курсах чаще всего рекомендуют литературу двадцати-тридцатилетней давности.)

Кинологи старой закалки не торопятся меняться. Даже если они и понимают, что их деятельность приводит к, мягко говоря, не совсем правильным результатам. Они не видят десятки книг, которые опровергают их подход. Не видят страданий животных, с которыми они работают. Они даже не видят проблемы в собственном доме, когда их собственная собака от стресса разрушает дом или набрасывается на прохожих. Они рассказывают о таких «приключениях» с юмором.

«Я общалась с кинологами разных клубов, имеющими 15-20-летний опыт общения с собаками, но, мне кажется, что они заперты в башне своих устаревших стандартов, и любую попытку молодого поколения (слава бог,у оно ещё способно учиться) воспринимают как глупость, самоуверенность и ничегонезнание.»

Сколько времени уходит на дрессировку послушания?

Как известно, цели дрессировки послушания скучны и немногочисленны. По большей части предлагается «дрессировка послушания» — «Сидеть!», «Лежать!», «Рядом!» и парочка других. Креатив многим инструкторам, видимо, не дан. Поэтому они выжимают свою зарплату из своих малых возможностей: чем дольше такой «специалист» работает над «послушкой», тем больше он на ней зарабатывает.

Чтобы научить собаку сидеть, в спокойной обстановке требуется несколько минут. На ужасной площадке на это уходят недели, а то и месяцы. Также неэффективно проходит обучение и другим командам. Как сказала одна из кинологов: «Хочешь больше заработать – делай больше стресса».

Почти всегда на площадках обучают собаку подходить на зов, используя грубые команды. Такой армейский тон естественным образом воспринимается собакой как угроза. Мало того: сигналы тела хозяина (о которых обычно никто не заботится) могут давать собаке совсем другое указание – отойти подальше или направиться в другую сторону. Чтобы переломить страх собаки подойти или сломить её врожденные реакции на позу тела хозяина требуется время и, конечно же, насилие. В итоге, собака покидает площадку, так и не научившись надёжно подходить на зов.

Тогда хозяин делает вывод, что собаку нельзя отпускать с поводка, потому что она не умеет подходить.

Хождение на поводке – занятие высоко коммуникативное. Не вырываться вперёд и слушаться хозяина будет только тот, кто воспринимает прогулку как совместное действие. Есть множество способов создать коммуникацию собаки и хозяина на поводке. Но вместо дружелюбного и спокойного обучения, на площадке часто предлагают дергать собаку за поводок, якобы, наказывая её болью за попытку тянуть: так, кажется, проще. Но на практике мы видим прямо противоположный эффект. Собаки, которых дёргают за поводок, чаще всего сопротивляются. Они начинают бояться хозяина по ту сторону поводка и стараться отодвинуться от него подальше. Поэтому прогулка становится похожа на борьбу хозяина и собаки.

Представителям некоторых пород особенно не везёт. Так, многие доберманы, овчарки, кане-корсо, стаффордширские терьеры, представители аборигенных и охотничьих пород, а также все более или менее активные собаки автоматически получают строгий ошейник. Довольно скоро боль от ошейника начинает ассоциироваться у неё с тем, что она видит вокруг – людей, собак и т.д. Итак: результатом ношения строгого ошейника является агрессия.

Хаски и бордер-колли часто становятся гиперактивными, так как считается, что они выдерживают любые нагрузки и «рождены, чтобы бегать». На деле потребность в движении для собаки любой породы определяется из ее индивидуального состояния, а не из модного описания породы. Эту потребность невозможно определить без знания симптомов стресса, потому что желание активного действия можно спутать с перегрузкой. Перегрузка тоже может выражаться повышением активности, но при этом собака показывает симптомы стресса.

Страшная участь постигает породы, которым варварские традиции приписывают ломку и понижение по рангу. От этой травмирующей процедуры их охранный и охотничий инстинкт обостряется, часто до состояния неуправляемости. Поэтому, например, собаки пастушьих охранных пород, живущие в состоянии стресса, могут нападать на случайно обратившихся к ним прохожих или не пускать в дом даже родственников. А собака охотничьей породы от хронического стресса начинает охотиться на других собак и даже убивать их.

Проблемы во время дрессировки учат хозяев относиться к своей собаке как к неудачнику — необучаемому, тупому существу, которое ни на что не годно. Это значит, что жизнь такой собаки будет испорчена.

Многие инструкторы портят хозяевам восприятие поведения собаки. Так, они делают открытие, что собаки по своей природе «стараются доминировать», и хозяевам надо всё время прикладывать усилия, чтобы не стать «слабым лидером». Эти усилия состоят в том, чтобы придерживаться множества правил обращения с собакой и наказывать её за то, что она повела себя не так, как приписывают «нормы».

Читайте также:  Почему у собак седеет морда

В системе кинологии до сих пор царят армейские правила. Поэтому хозяину кажется, что собака свершила ужасный проступок, если она подошла к нему без обхода, или села, завалившись на бок.

Таким образом, уйдя с курса, хозяин оказывается буквально запутан, оторван от понимания собаки, а нередко и лишён уверенности в своих способностях общаться с ней.

Рассказывает владелица стаффордширского терьера: «По совету инструктора я всегда ношу с собой банку с монетами и бросаю её в собаку, когда у неё возникают проблемы с другими собаками». На площадке эту собаку сделали агрессивной к другим собакам, и теперь хозяйка останавливает свою собаку «анонимным» наказанием. На месте такого инструктора квалифицированный тренер просто научил бы собаку общаться с сородичами.

Интересно, что методы жестокой кинологии появляются только в тех местах, где появляются соответствующие дрессировочные клубы.

Довольно большое число собак спасается от влияния «кинологов» тем, что их хозяевам рано или поздно надоедает вечно «строить» собаку и соблюдать правила обращения с собакой, которые невозможно понять и которые превращают всё содержание собаки в постоянную борьбу. Я всё время наблюдаю процесс обратного превращения человеческих жертв кинологии в любящих хозяев. Они меняют строгач на простой ошейник или даже на шлейку. Кто-то с раскаянием вспоминает время на площадке, кто-то начинает искать пути решения появившихся на площадке проблем.

«Когда мы перестали его «строить», все проблемы исчезли.»

Проблемы, возникшие от жёсткой дрессировки

Как известно, к зоопсихологу обращаются хозяева, чьи собаки страдают серьёзными проблемами поведения. Чаще всего это агрессия, страхи, нечистоплотность, гиперактивность, проблемы с послушанием. Некоторые собаки стали проблемными, благодаря своей нелёгкой судьбе. Некоторые получили травму в течение жизни. Но по моей статистике зоопсихолога 90% проблемных собак – это собаки, чьи хозяева обращались к инструкторам, которые в качестве «дрессировки послушания» или «коррекции поведения» использовали насилие.

«…(кинолог) её резко дергала и заставляла сидеть рядом, сорвала ей коготь об асфальт и в общем то «занятие» мне запомнилось надолго, но я до недавнего времени не связывала с этими ошибками начавшиеся через некоторое время после этого сложности. После этого эпизода заниматься (с этим кинологом) мы перестали, но у собаки появилось кручение за хвостом на улице, … она стала достаточно тревожной — стала портить дом, когда оставалась одна — хотя до 4-5 месяцев она очень спокойно оставалась, … перестала подходить на команду «Ко мне»…, стала сильно тянуть за поводок и появилась агрессия к другим собакам, когда она на поводке,… бег за машинами и велосипедистами.

Шло время, мы отзанимались по щенячьей дрессировке на послушание в школе, там было всё очень правильно — подход к собаке дружелюбный через лакомство, положительные эмоции, но нам было очень сложно, потому что к этому времени уже собака была возбудима, тревожна, лаяла на других щенков.»

Агрессия к другим собакам

Проблема появляется после того, как собака испытала в присутствии других собак боль или другие неприятные ощущения (то есть, у собаки сложилась негативная ассоциация с другими собаками). Решение проблемы требует многих месяцев терапии. Такая терапия состоит в постепенном приучении собаки к присутствию других собак и к общению с ними. Работу лучше всего проводить на специально оборудованной площадке, где есть ограждения и собаки-ассистенты. В настоящее время в России таких площадок не существует. Работать приходится непосредственно в жилых районах, где трудно регулировать ситуацию. Поэтому правильно организовать процесс обучения не всегда возможно.

Эмоциональная нестабильность

На площадке собака может испытать столько стресса, что станет эмоционально нестабильной. От этого возникают всевозможные проблемы поведения, так как эмоциональная стабильность создаёт основу адекватного поведения.

Мне вспоминается огромный лабрадор, абсолютно пассивный, и, казалось бы, равнодушный ко всему вокруг. Но на некоторые стимулы он реагировал настолько резко, что с ним трудно было справиться. Так как лабрадор прошёл несколько занятий «курса дрессировки», от которого хозяйка пришла в ужас, он ненавидел обучение с тренером. Поэтому тренировка нового типа реакций была для него невозможна. К счастью, хозяева начали восстанавливать собаку эмоционально. Для этого они использовали развивающие игры, где собака могла выполнять задание сама.

Нежелание тренироваться под руководством человека

Последствием насилия в тренировке становится ненависть к процессу тренировки – и это в мире, где обучение новому и умение справляться с разными ситуациями является базой для выживания. Если к ненависти к тренировки прибавляется еще и другая проблема, восстановить собаку становится крайне сложно. К счастью, сейчас зоопсихологам помогает идея развивающих игр, которые позволяют собаке работать самостоятельно и отчасти улучшить свое состояние (см. пример выше).

Нарушение контакта с хозяином

Во время дрессировки через насилие страдает контакт с хозяином. Собака видела, что хозяин всё время был рядом, но не помог ей. Наоборот, он поддерживал насилие инструктора. Мало того, его поведение в отношении собаки стало жёстче. Плохой контакт создаёт лавину проблем, включая страх оставаться одной (см. цитату выше).

Страхи и фобии

Эти две проблемы появляются от того, что при жёсткой дрессировке собака неминуемо переживает довольно сильный стресс. У неё могут сложиться негативные ассоциации с самыми разными предметами и явлениями, часто очень неожиданными.

Например, если в собаку бросали гремящие банки, у неё может развиться страх различных звуков. Она может начать бояться листьев, людей определённого вида, заборов и т.д. – то есть чего-то, на что было случайно направлено её внимание во время получения негативного стимула. Понятно, что чаще всего объектом страха становятся другие собаки и люди.

На площадках приучают к новым стимулам, как правило, способом перегрузки. То есть, собаку ставят в ситуацию, когда она должна испытать очень сильный стимул, к которому её хотят приучить. Но в 50% случаев собака не привыкает к стимулу, а, наоборот, начинает бояться его ещё больше. Так, многие собаки после стрельбы, пережитой в непосредственной близости, начинают бояться выстрелов, а то и громких звуков вообще. Если собака боится других собак, её помещают в их непосредственное окружение и силой удерживают до состояния изнеможения. Далее в 50% случаев её страх перед сородичами усиливается. Грамотное приучение к новым стимулам происходит постепенно. Оно начинается с приучения к слабому варианту стимула, а потом стимул усиливают. Во время приучения постоянно следят за тем, чтобы собака была как можно более расслаблена. Её напряжение выражается сигналами примирения. Если собака не травмирована каким-то стимулом, такое приучение проходит очень быстро. Терапия фобии какого-то стимула, наоборот, требует много усилий и не гарантирует стопроцентного успеха.

Гиперактивность и подавленность

Гиперактивность и подавленность — две реакции организма на сильный хронический стресс. Собаки одного типа впадают в состояние повышенной активности (гиперактивности), а собаки другого типа становятся, наоборот, слишком пассивными. Вывести собаку из этих состояний крайне сложно.

Так, решение проблемы гиперактивности требует больших затрат сил, времени и высокого профессионализма. От хозяина тут потребуется круглосуточная (!) максимальная наблюдательность и умение правильно (успокаивающе) реагировать на сигналы собаки. Требуется также умение правильно организовать режим жизни животного, постоянно быть начеку дома и на прогулке. И всё это в течении нескольких месяцев, пока уровень гормонов стресса собаки не снизится до нормы. Так как гиперактивность – это состояние хронического стресса, она выражается не только в повышенном уровне активности, но и в целом ряде проблем поведения, включая реактивность, деструктивные реакции, агрессию, проблемы со здоровьем. Поэтому в России, где уровень развития кинологии в целом очень низкий, гиперактивные собаки чаще всего не доживают до своего исцеления.

Ответьте себе на вопрос: насколько вам важно послушаться «общественного мнения» и дрессировать собаку там, где из неё сделают калеку?!

Кинология выходит на новый уровень

С критикой насильственной кинологии в России выступает всё больше людей. Всё чаще можно встретить жалобы об отвратительных действиях инструкторов. В соцсетях существуют даже специальные группы, где сотни людей открыто жалуются на деяния «кинологов» и даже высмеивают их.

В стране набирает силу альтернативное движение – за здоровую кинологию, а, вернее, за область деятельности, которую вообще можно называть кинологией. Кинология – это часть биологии, которая занимается поведением собак – его изучением и модификацией.

Тренеров, чьи знания полностью соответствуют состоянию биологии XXI века, в России пока мало. Но их становится всё больше, так как выпускается специальная литература, появилась возможность обучаться у ведущих тренеров мира через интернет или заграницей.

Любой человек может почерпнуть базовые кинологические знания даже из обычной научно-популярной литературы: грамотная кинология основана на простых биологических законах. Интересно, что добрая кинология – это всего лишь расширение врождённого доброго отношения к животным, которое присуще каждому нормально развитому человеку. Именно это отношение положило начало дружбе человека и собаки более 30 тысяч лет назад. Сейчас такое отношение укрепляется за счёт того, что мы узнаем о собаках всё больше. По всему миру ученые проводят исследования собак, которыми они обмениваются на научных конференциях, например, на Canine Science Forum.

Процесс обновления кинологии проходит во всех развитых странах, начиная с 70х годов XX века. В то время на кинологической сцене появились два ученых и тренера, которые поставили своей целью избавиться от насильственной дрессуры путем создания методик тренировки положительными методами. Один из них – Йен Данбар, США, а другой – Андерс Халлгрен, Швеция. Разница между ними была связана с уровнем научных знаний в странах, где они жили. В США был более популярен механический подход, заложенный еще Б.Ф. Скиннером, а в Европе большое влияние оказал подход Конрада Лоренца, основанный на попытке как можно глубже проникнуть во внутренний мир животного. В ходе развития научных исследований собак, европейский подход начал приобретать всё большую популярность в мире, отодвигая механику на задний план.

Для многих людей началом новой кинологической жизни стало знакомство с книгой Тюрид Ругос «Диалог с собаками – сигналы примирения», которая вышла в 1998 году. Эта книга рассказывает о том, что в состоянии напряжения собаки показывают специальные сигналы (зевание, отворачивание, повороты головы, нюхание земли и другие). Сигналы примирения имеют множество функций. С их помощью собаки сообщают другим о своем состоянии и успокаивают друг друга и себя самих.

Сигналы примирения научили нас наблюдать за собакой. Мы попытались понять, что она чувствует, каковы её желания и потребности. Научившись наблюдению за собаками, мы начали замечать их эмоции, выражение боли и стресса. Мы даже заметили у собак проявление аналитических способностей. Исследования разума собак и их личностных качеств, их характеров, постепенно превратилось в отдельную область научных исследований.

Из письма тренера с Украины: «Книга Тюрид Ругос стала для меня открытием. Я впервые поняла, что собаки – это не механические существа, что у них богатый внутренний мир».

К 2015 году усилиями ученых, тренеров и владельцев из разных стран кинология превратилась в интереснейшую и полностью безнасильственную область деятельности человека. Она постепенно привлекает всё больше людей, так как открывает путь к новым методам тренировки. Мало того: у нас появились возможности эффективнее кооперировать с собаками и привлекать их ко всё большим видам деятельности. Например, в настоящее время собаки участвуют в десятках видов поиска, в новых видах канистерапии, в новых видах спорта – которые не калечат, а оздоровляют собак. Преобразилась также область зоозащиты.

Читайте также:  Моя собака по кличке чапа

Как мы видим в новой кинологии, собаки легко выучивают навыки послушания без армейских накруток, особенно если мы тренируем их между делом, по несколько минут в день. Остальное время мы посвящаем развивающим занятиям – играм на контроль эмоций, поисковым играм, играм на смекалку, на улучшение контакта, интересным прогулкам, занятиям собачьей физкультурой и т.д. Существует целый класс упражнений на приучение к медицинским процедурам и на успокоение. Мы стараемся наблюдать поведение своей собаки, её сигналов, и стараемся создать хороший эмоциональный контакт.

Для обучения собак были созданы новые концепты курсов. Такие курсы комбинируют развивающие занятия, тренировку основных навыков послушания в их современном виде, обучение хозяев навыкам наблюдения собаки и общения с ней.

Но в России таких школ почти нет. Мы собрали для вас список кинологов, которым мы доверяем, на сайте www.dogfriend.org, раздел «Тренеры». Книги с новыми методиками вы найдёте на сайте www.shop.dogfriend.org.

Постарайтесь как можно больше изучить собаку. Тогда вам будет проще отличить хорошего кинолога от плохого.

  • квалифицированный кинолог работает с собакой в шлейке, на длинном поводке или вообще без амуниции;
  • он никогда не прикасается к собаке, чтобы сформировать ее поведение. Все общение идет голосом и жестами.
  • во время тренировки собака обязательно делает успехи на каждом занятии;
  • он никогда не ищет причину проблемы в стремлении собаки доминировать и не решает её вопросом лидерства;
  • он никогда не дёргает собаку за поводок, не советует наказывать её;
  • его тон в отношении собаки всегда дружелюбен.
  • он хорошо владеет своим телом и двигается осознанно, не насилуя собаку своими неуклюжими движениями.

Жестокие инструкторы: кто они? Психологическая справка

Жестокое отношение к животным – это нанесение им вреда. С точки зрения психологии и нейробиологии, к жестокости склонны люди, которые пережили сильнейшие травмы (в первую очередь, жёсткое воспитание). Психические травмы нарушили развитие их мозга. Это значит, что у таких людей, в первую очередь, снижены уровень эмпатии и аналитические способности. Психологи также отмечают ухудшение свойств памяти, снижение контроля эмоций, снижение способности к обучению и снижение интереса к новому. Эти люди часто депрессивны, легко впадают в состояние агрессии. Им нередко кажется, что кто-то поступает им назло. У них нарушена способность выстраивать теплые отношения с другим человеком. Брать на себя вину они не склонны: для них виноватыми всегда являются другие – как люди, так и животные. Особенное место в мире жестокости психологи выделяют личностям психопатического и нарциссического склада.

В «традиционной» кинологии таких людей очень много. Это определяет идеологию многих кинологов. Откуда иначе могли взяться несуразные правила типа «собака должна»? Откуда иначе взялось бы твёрдое убеждение, что собаку необходимо наказывать, что собака что-то «делает назло», что собака «должна выполнить команду с первого раза»? Почему они не хотят признавать, что собака – это умное животное, в котором уже заложена мотивация к обучению и послушанию? Почему они считают, что ее надо давить болью и страхом? И т.д.

Многие инструкторы внушают людям противоречивые вещи. С одной стороны, они считают, что собаки не чувствуют боли. Но тогда почему эти же люди для воздействия на собаку используют именно средства причинения боли? Если, по их мнению, собака тупа, то почему ей приписывают какие-то заумные интриги по завоеванию лидерства в семье?

В мире «традиционной кинологии» собака чаще всего выступает не как любимый друг, а как любимый козёл отпущения, с помощью которого психически больные люди снимают своё внутреннее напряжение. Их психика работает по принципу: чем больнее ты сделаешь другому, тем легче станет тебе самому. Тогда не лучше ли оградить этих людей от собак – и заняться их лечением?

Эта мечта посещает меня каждый раз, когда такие люди встречаются мне на пути. Они сами – или их слишком прилежные ученики. Недавно мне встретилась пара – девушка и мексиканская голая. Девушка интенсивно дёргала собаку за поводок при каждом её движении в сторону, била её ногой и вздёргивала, чтобы поднять из положения сидя. Эта сцена отравила мне весь последующий день. Если такие сцены с собаками встречаются постоянно, то получается, что жизнь нормального гражданина превращается в сплошной поток негатива. Я не говорю уже о том, что общественный порядок нарушают именно психически искалеченные собаки: они затевают драки и даже убийства сородичей, воют из окон, чрезмерно лают, кусаются или просто портят прогулку своим асоциальным поведением.

Заключение

К сожалению, на актуальном уровне развития общества мы не можем создать закон о защите животных, где для жестоких кинологов не будет исключений (в актуальной версии закона о преступлениях кинологов нет ни слова).

Мы можем только распространять идею о том, что жестокая кинология кинологией вовсе не является.

Мы можем также принять и другие меры.

Если приглашенный инструктор ведет себя, как живодёр или заявляет о «доминировании» собаки, мы можем отказаться от его услуг и выгнать из дома, не оплачивая его работу.

Мы можем останавливать сцены живодерства на улице.

Но самое главное – мы можем тепло относиться к своим собакам, наблюдать, изучать их, помогать им осваиваться в мире людей. В нашем распоряжении есть достаточно литературы о собаках и о методиках их обучения.

Займитесь своей собакой сами! Тогда она будет приносить Вам больше радости!

Источник

УДЦ «Собачье дело»

Курсы

Весёлый курс в игровой форме для щенков от 3 до 5 месяцев. Программа курса учитывает весь объем навыков, необходимых для безопасных прогулок, а также в ней больше времени отведено на профилактику проблем поведения.

Длительность: 10 занятий (1 занятие в неделю)
Следующий набор: 16 мая 2021 г.

Базовый курс бытового послушания для собак любых пород в возрасте от 6 месяцев. Вы и ваша собака (вы ведь одна команда?) освоите самые важные навыки, которые необходимы для собаки, живущей в городе. Есть минигруппы.

Длительность: 6 занятий (1 занятие в неделю)
Следующий набор: 15 мая 2021 г.

Продвинутый курс прикладной дрессировки для собак, которые уже имеют базовые навыки послушания. Теперь курс состоит из 5 групповых, 5 индивидуальных занятий и экзамена. Новая программа — уже на сайте!

Длительность: 10 занятий (1 занятие в неделю)
Следующий набор: 16 мая 2021 г.

Занятия дог-фризби для собак всех пород, возрастов и уровней подготовки. Индивидуальная работа с тренером в несколько подходов. Занятия в парках Москвы: Кусково, Братеевский каскадный парк, Ходынское поле.

Следующий набор: идёт постоянно! Присоединиться можно в любой момент!

Курс трюковой дрессировки. Это не обучение обычным командам — никаких «фу», «рядом» и «сидеть»! Ваша собака не начнет после курса идеально слушаться Вас на улице. Но она будет ХОТЕТЬ Вас слушаться, ХОТЕТЬ с Вами заниматься и Вы научитесь обучать ее всему, чему захотите!

Длительность: 12 занятий (1 занятие в неделю)
Следующий набор: 15 мая 2021 г.

Наша цель — научить собаку понимать людей и их поступки, ориентироваться в опасной или непонятной ситуации на хозяина, сделать собаку более уверенной и спокойной, научить хозяина доверять своей собаке и себе в самых разных жизненных ситуациях.

Набор на курс ПРО открыт для выпускников курса КПД.

Источник



Снаряды и оборудование для площадки дрессировки собак

Профессиональную дрессировку собак проводят на специально оборудованных площадках. Подвижный способ обучения хвостатые друзья воспринимают, как своего рода игру.

Какое бывает оборудование

Дрессировочная площадка, оборудованная тренировочными снарядами – это лучший метод обучить своего четвероногого питомца и выработать в нём тягу к победе.

Оборудование для дрессировки представляет собой комплекс препятствий, расположенных последовательно. Они могут иметь различные параметры или угол наклона и предназначены для различных пород собак.

По правилам кинологии снаряды и оборудование для дрессировки собак классифицируются на контактные и бесконтактные.

Совокупность контактных и бесконтактных тренировок помогает развивать в животном навыки мышления, гибкость тела, стимулирует собаку к преодолению препятствий, воспитывает в ней чувство смелости и уверенности в своих силах.

Особенно важен этот фактор для активных городских собак, страдающих гиподинамией.

Контактные снаряды

Из определения понятно, что контактными снарядами называются те, с которыми у животного происходит непосредственный и близкий контакт. К ним относятся:

Горка

Представляет собой остроконечную возвышенность, образованную при помощи 2-х щитов, закреплённых под разными углами. Горка может быть различной по высоте, 1,5-2 метра. На поверхности щитов имеются поперечные планки, типа лесенки.

Балансир

Сделан по аналогии детских качелей, в этом случае тренировочная доска крепится по центру, а два конца находятся в свободном движении. Преодолевая балансир-качели, собака балансирует собственным весом и учится контролировать движения своего тела.

Является разновидностью горки, но выглядит немного иначе. Он имеет концы для спуска и подъёма и центральную горизонтальную поверхность для движения. Бум бывает высоким и низким, длинным и коротким, в любом случае он помогает собаки научиться держать равновесие.

Туннель

Название говорит само за себя, так как он выглядит как длинная труба. Туннель может быть мягким, сделанным из ткани или жёстким, сделанным из металла или пластика. Прохождение туннеля воспитывает в собаке чувство преодоления страха перед замкнутым пространством.

Бесконтактные снаряды

Бесконтактные снаряды, проще говоря прыжковые и беговые. Они предполагают преодоление препятствий посредством прыжка в высоту или в длину, а также при помощи бега. Самые популярные в этой категории:

Барьеры различного типа

Они могут быть представлены 2-мя вертикальными стойками и поперечной, легко сбиваемой, штангой, также барьер может быть сдвоенный и барьер-забор.

Кольцо

Является разновидностью барьера, имеющего форму кольца, который в подвешенном виде крепится на раму. Роль кольца может выполнять обычная автомобильная покрышка. Подобное препятствие пёс преодолевает в прыжке.

Слалом

Он представляет собой вертикальные стойки, расположенные в линию. Преодоление препятствия слалом проходит в беге по типу «змейка».

Подиум

Площадка высотой до 75 см, на которою собака должна заскочить и остановиться по команде на определённое время.

Дополнительное оборудование для дрессировки включает в себя различные трапы, трамплины и вышки.

Их использование зависит от того какую цель требуется достичь в процессе обучения. А цели могут быть различными: игровыми, спортивными или служебными. Для каждого случая требуется индивидуальный подход.

Не упустите возможность испытать способности своего хвостатого питомца на дрессировочной площадке. Кто знает, может ваш пёс таит в себе особые таланты, о которых он вам, в силу причин, рассказать не может! Вне всякого сомнения, он отблагодарит вас за такой подарок.

Источник