Меню

Дракон с головой собаки

Китайские собаки Фу: что они собой представляют и какой несут в себе смысл

Исторический музей обладает богатой коллекцией памятников, имеющих отношение не только к отечественной истории, но и к прошлому других стран. В собрание входят памятники из Западной Европы, Центральной Азии, Ближнего и Дальнего Востока. К числу последних относятся и две уникальные очаровательные майоликовые скульптуры с изображением собак Фу.

Майолика — это разновидность керамики, которую изготовляют из обожжённой глины и покрывают расписной глазурью. Красочная, гладкая глазурованная поверхность является главной отличительной особенностью майолики.

Именно из покрытой цветными глазурями керамики были созданы в Китае в XVIII–XIX вв. парные скульптуры «Собака Фу с шаром» и «Собака Фу с детёнышем». Выглядят эти существа весьма причудливо: их туловища, лапы, хвосты и головы декорированы разнообразными узорами и цветами. Если общие очертания фигур нам и могут напомнить собаку, то их морды мало общего имеют с обликом этого животного: широкий нос похож на человеческий, а над верхней губой у каждого из этих существ расположены длинные усы. Подобные усы можно встретить на изображениях драконов в китайском искусстве. Кроме того, рассматриваемые собаки Фу весьма эмоциональны: они словно улыбаются, глядя на зрителя игривыми глазами.

Представлены собаки Фу в разных позах: одна из них положила лапу на шар , у другой под передними лапами изображён играющий детёныш .

Дело в том, что собаки Фу символизируют женское и мужское начала, Инь и Ян — основополагающую концепцию в китайской философии. Собака, изображённая с шаром, ассоциируется с мужским началом, с Ян, и лапу, положенную на шар, можно трактовать как демонстрацию власти над миром. Есть и другая версия — в буддийской традиции шар является символом знания, мудрости. Женское начало, Инь, представлено в образе собаки, оберегающей своего детёныша. Рассмотрев данные скульптуры, становится очевидно, что в этих необыкновенных существах сокрыта важная символика.

Какой же смысл несут в себе собаки Фу и действительно ли перед нами изображения собак?

Рассматриваемые существа являются традиционными китайскими символами защиты и охраны. Расположенные, как правило, в дворцовых комплексах, императорских усыпальницах и храмах каменные или бронзовые скульптуры с изображением двух собак Фу предваряют вход по обеим сторонам от него. Украшать вход в свой дом такими парными скульптурами могли также сановники с первого по седьмой ранг. В эпоху Тан (VII–X вв.), которая считается периодом наивысшего расцвета и могущества страны, сложилась система иерархии служилых людей, которая включала в себя девять рангов. Следовательно, правом ставить возле своего дома собак Фу обладали только наиболее высокопоставленные чиновники.

Итак, фланкирующие вход скульптурные изображения этих существ служили охранительным, защитным символом, а также знаком власти, ведь устанавливать подобные изваяния могли император и чиновники. Но какова история происхождения этой традиции в Китае? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо открыть небольшую тайну — рассматриваемые существа в Китае считаются не собаками, а львами !

Действительно, в Китае охраняющая вход пара существ именуется львами (狮子 — «ши-цзы») и трактуется как «львы Будды» (狮佛 — «ши-фо»). В Индии лев стал символом Будды, обозначающим внутреннюю силу и величие Будды (佛 — «Фо»).

Существует также легенда о том, что Будду в его странствиях сопровождала маленькая собака, которая в момент опасности для защиты хозяина превращалась в льва. В эпоху Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) вместе с распространением буддизма проникает в Китай и образ льва — животного Будды и защитника. К этому периоду относятся и первые известные изображения львов, в том числе парные каменные скульптуры.

Образ львов в Китае развивался на протяжении последующих столетий, становясь всё более популярным. Уже в более поздние периоды — в эпоху Мин (XIV–XVII вв.) и эпоху Цин (XVII–XX вв.), к которой относятся и рассматриваемые майоликовые скульптуры из собрания Исторического музея, — изображения этих существ становятся широко распространены не только в оформлении архитектурных ансамблей, но и в декоративно-прикладном искусстве, в том числе в керамике.

Постепенно образ и символика «львов Будды» из Китая переходят и в другие, соседние, регионы: в Японию, Корею, Тибет, Вьетнам и т. д., получая в каждой культуре новое название. Стали известны китайские скульптуры со львами и на Западе, где эти существа чаще трактуются как собаки и именуются « собаками Фу » или « собаками Фо » в зависимости от прочтения китайского иероглифа 佛 — «Будда» . Тем не менее китайцы и сегодня воспринимают этих существ как львов, в китайском языке имеется даже специальное словосочетание «каменный лев» — 石狮子 («ши ши-цзы»), связанное с тем, что большинство скульптур со львами выполнено из камня.

Считается, что именно на основе образа этих львов в I–III вв. в Китае была выведена порода собак, которая известна многим по сей день — пекинес .

В китайском языке эта порода нередко именуется как 狮子狗 («ши-цзы гоу»), что можно перевести как « львиная собака ». Существует версия, что, имея при себе эту маленькую собачку, китайский правитель словно бы обладал миниатюрной версией льва, которому, как уже было сказано, придавалось большое символическое значение. Таким образом, обозначение китайских майоликовых скульптур из коллекции Исторического музея как «собак Фу», а не львов, не является ошибкой. Это устоявшееся в Европе наименование, которое, к тому же, порой находит обоснование и в китайской культуре.

В наши дни собаки Фу могут быть хорошо знакомы поклонникам практики фэн-шуй.

Люди, формирующие своё жилое пространство по принципам фэн-шуй, нередко ставят в доме парные статуэтки с изображением этих существ в качестве символов защиты и талисмана удачи. Отношение к фэн-шуй — прежде всего к тем формам, в которых эта практика распространилась на Западе, — может быть различным, но главное, что используемые парные статуэтки собак Фу являются, на самом деле, древним и важным элементом культурной жизни Китая. Это символ с богатой историей, который, «придя» в Китай из Индии, стал одним из неотъемлемых мотивов многовекового китайского искусства. Воспроизведение собак Фу, или «львов Будды», в малых формах, например, в майоликовых скульптурах, вошедших в собрание фонда керамики и стекла Исторического музея, говорит о широком распространении этого образа не только в различных видах искусства в Китае, но и в других странах.

Читайте также:  Порода собак хатико характеристика

Источник

Орф и Ладон — существа из греческой мифологии

Ладон — дракон с сотней голов, охраняющий сад Гесперид в греческой мифологии.

Внешний вид

Описан как огромный дракон со 100 головами.

Общее описание

По одной версии, сын Форкоса и Кето. По словам других, его родителями были Тифон и Ехидна.

Поскольку он обладал необычайной силой и не нуждался в сне, Гера приказала ему охранять золотые яблоки Гесперид, ее свадебный подарок от Гайи.

Принести яблоки из сада Гесперид было одиннадцатым заданием Геракла. Герой действовал по советам и при помощи Персея, а потом обвел вокруг пальца Атласа, держателя небесного свода. Все это Геракл провернул потому, что прекрасно знал, что ни одно человеческое создание не могло обмануть этого великого дракона Ладона.

У Ладона братья и сестры были форкидами, Горгона, лернейская гидра, Цербер, Орф, Химера и Лев Немейский.

Ну, а теперь поговорим о брате Ладона — Орфе.

Орф (Ортрос/Орфус) — вторая собака Гериона из греческой мифологии.

Внешний вид

Собака с двумя головами и хвостом в виде змеи.

Общее описание

Он был сыном Ехидны и Тифона, братом Цербера и Ладона.

Это создание изнасиловал свою собственную мать, и из их связи и отношений родились Сфинкс и Немейский Лев. Некоторые версии также добавляют Химеру и Лерну Гидру к потомству Ехидны и Орфа, но это ничем не доказано.

Задачей Орфа и Эвриции, сына Ареса, было охранять стадо Гериона. Геракл убил его, Эврицию и Гериона, когда он выполнял свой десятый великий подвиг, целью которого было отобрать стадо. В некоторых версиях говорится, что Геракл убил двуглавую собаку дубиной, в других, что пронзил тело Орфа стрелами.

Есть много связей между Орфом и Цербером. Оба были с собаками с более чем одной головой, должны были охранять определенные места, и Геракл победил этих ужасно-страшных псов-бретьев Орфа и Цербера..

По словам Роберта Грейвса, Ортрос был отождествлен с Сириусом (Звезда Собаки) и начался реформированный афинский год с двумя сезонами (отсюда две головы).

А какое создание в греческой мифологии привлекает и интересует вас больше всего?

Источник

Духи-хранители Поднебесной

Как много вы знаете о мифологических существах Китая? Наверняка вы встречали статуэтки в виде драконов, видели картины с изображением Феникса, обращали внимание на страшных «собак» при входе в китайский ресторан. Что они значат, как их правильно называть, и какие еще духи обитают в Поднебесной?

Мир Поднебесной полон мистики и чудес. С древнейших времен в Китае существует представление о том, что мир наполнен призраками и духами. Куда бы вы ни пошли: на городской рынок или безлюдную пустошь, на берег озера или к себе домой, нигде вы не останетесь без таинственного внимания и нигде вы не будете находиться в безопасности.

Наряду с банальными духами умерших людей и животными-оборотнями вас поджидают демоны-растения и даже предметы-призраки. А в темном лесу исход будет и того хуже: ведь он полон девятихвостых лис, призраков-рептилий (дьявольских змей, аллигаторов и даже черепах) и прочих леших и болотников. Некоторые из них похожи на стариков или малых детей — имеют по одной ноге, а когда бегут, то поворачивают голову назад. и не поздоровится тому, кто услышит их громкий голос в темноте!

Несмотря на то, что большинство китайских сверхъестественных существ давно остались в сказках и на страницах пыльных трактатов, есть несколько духов, которым население Поднебесной по-прежнему придает особенное значение. Жители Китая по сей день верят в Верховного владыку Неба и сверкающего Дракона, просят богатства у трехлапой черепахи и разглядывают очертания лунного кролика ясными ночами.

Всё это — духи-хранители, которые защищали от всякой нечисти множество поколений предков современных китайцев. Они наделены особыми способностями: оберегают жилища, приносят богатства и удачу, дают семье сыновей и указывают на будущее.

Дракон (Лун)

Крыши китайских пагод делали загнутыми вверх потому, что когда скат был обычным, китайцев донимали драконы, любившие сигать вниз и производить при этом немалый шум.

От Дракона зависит многое в жизни земных людей. Он — божество, защающее людей от злых духов и почитающееся богом водной стихии и защитником Востока. В праздники с целью защиты своего жилища от всякой нечисти китайцы посыпали золу перед домом так, чтоб она напоминала по очертаниям дракона.

Внешне его описывают через подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. На практике драконы в Китае изображаются по-разному, в зависимости от их места обитания (воздушные, водные, горные). Однако не стоит полагать, что драконы в Китае — добрые и милые существа. Существует немало легенд о злобных драконах-убийцах, самая известная из которых, это пожалуй история о Нянь (от кит. «год»). Этот страшный монстр каждый год разорял деревни, пока люди не выяснили, что он боится огня и громких звуков. Так китайцы начали праздновать новый год, облачаясь в красное, шумя и запуская фейерверки.

Белый тигр (Бай Ху)

Издревле китайцы с большим опасением относились к тиграм. Существует немало сказаний о демонах-тиграх, самыми страшными из которых считались те, что со злобными намерениями принимали облик женщины и склоняли мужчин к замужеству, но в конце концов пожирали своих мужей и детей. В древнем Китае на тигров часто устраивали охоту, чтобы уберечь деревни от этих хищников-людоедов. В современном Китае эта традиция к сожалению продолжается, только целью является уже не защита жизни, а добыча шкур, когтей и внутренностей животных.

Однако существует в Китае другое амплуа тигров — благородных зверей, символов благородства и доблести. Иногда их также изображают в виде белых воинов. Тигр является покровителем Запада, где находится страна мертвых, так что он наводит страх на всякую нечисть. Талисман тигра используют с большой осторожностью, так как это — очень свирепое животное, которое при несоответствующем обращении может выпустить свои когти против жильцов дома вместо того, чтобы защищать их. Китайцы не используют тигра для защиты дома, если среди членов семьи есть кто-то, родившийся в год того животного, которое используется тигром в пищу (кабан, кролик, петух и т. д.).

Читайте также:  Собака после капельницы спит вялая

Черепаха (Черный воин)

Гексограммы — 64 графические фигуры, используемые в гаданиях и соответствующие определенным афоризмам. Представляют собой набор шести черт, каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь).

Черепаха является символом мудрости и стабильности, она также олицетворяет долголетие. Её образ отражен в нескольких традиционных мотивах китайского искусства, включая «чёрную черепаху севера» сюан ьу и черепаху-носителя текста би си .

«Сюань-у» переводится как «черный воин«, это распространенный образ в фэншуй, символизирует зиму, холод и Север. Биси — другое известное мифологическое животное, представляет собой черепаху с головой дракона, её образ часто используется в китайской архитектуре, на спину драконочерепахи водружается стелла, обычно с каким-нибудь важным текстом.

Другим интересным фактом является то, что в древнем Китае было распространено гадание на черепашьих панцирях. Панцирь раскаливали до состояния, когда он покрывался трещинами, затем по характеру рисунка делалось предсказание. Согласно легендам, узоры на черепашьем панцире стали прообразом гексограмм.

Красная птица (Фэн-хуан, Феникс)

Оригинальное китайское название птицы Феникс – «Фэнхуан». Считается, что это воплощение женского начала (инь), а также символ тепла и Юга. Поэтому неудивительно, что птица Феникс считалась символом китайских императриц. Очень часто ее изображение находится рядом с изображением дракона, который символизирует императора. Вместе эти мифические существа воплощают собой как союз верховной власти, так и семейные узы мужа и жены. В китайских источниках ее описывают следующим образом: «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров. Из всех духов птица Феникс — самая таинственная и нематериальная, она обитает в восточном царстве совершенных людей, и прилетает на землю крайне редко. Считается, что появление Фэнхуан несет великий мир и процветание Поднебесной.

Существуют также менее известные духи, которые благодаря массовым сувенирам и непрофессиональным изображениям ныне практически не различимы и слились воедино — это единорог-цилинь, драконовая собака-пияо и собаки Фу.

Единорог-цилинь

Цилинь — это китайская химера. По одному из описаний у Цилиня несколько рогов, зелёно-голубая чешуя, копыта оленя, голова дракона, хвост быка и длинные усы как у сома. Да и роста он был внушительного — 3 метра. Живёт не менее 2000 лет, но увидеть его дано только избранным. Цилинь символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. С ним связано много легенд, в том числе на белых Цилинь ездили известные китайские божества.

Пияо (Пи-сю)

Пияо — вымышленное животное с телом дракона, вздутым животом, головой собаки, небольшими крыльями, коротким разветвляющимся хвостом, выпученными глазами и рогом на голове. Основная обязанность Пияо – защищать людей и дома от нападения и проникновения негативной энергии, злых духов и злых людей. Причем эти животные не просто отражают или отпугивают негативную энергию, они умеют превратить ее в энергию богатства. Эта способность связана с очень древней легендой: в стародавние времена Пияо нарушил закон неба, и Нефритовый император наказал его за это очень странным образом: заставил поглощать энергию пространства и переваривая ее превращать в золото. Именно поэтому Пияо изображается с большим животом, словно беременный. На самом же деле его живот наполнен богатствами. Это очень мощные талисманы защиты. Выглядят они очень грозно, но добрым людям вреда не приносят.

Собака Фу

Это существо представляет собой помесь собаки и льва, они являются духами-стражниками, их часто размещают перед входом в дом, чтобы не пропускать туда всякую нечисть. Есть древняя легенда о том, что в лапах этих животных содержится молоко, а ещё они любят играть с шарами. Поэтому в те времена люди оставляли шары в лесу в надежде, что придут Собаки Фу, начнут играть с шарами и оставят на них хоть немного счастливого молока. Собак Фу часто изображают в парах, при этом одна из них является самцом, а другая самкой. Отличить их несложно: правило расположения собак относительно входа в дом следующее – самец всегда стоит справа от входа в дом, если смотреть на вход снаружи, а самка – слева от входа. Кроме того, если собака Фу приживает лапой шар (символ энергии Ян), то это самец, самка же приживает детеныша.

Источник



Берта. Собака-дракон в мире магии

Мое творчество. Продолжение истории

Мы уже третий день жили в зале встреч. Берта постепенно привыкала быть драконом. Нам принесли несколько книг с описанием драконов, некоторые даже были написаны самими драконами и на их языке.

Языка Берта не знала, я тоже, зато там было много картинок и магических схем. Было интересно наблюдать, как дракон хмурит лоб, как высовывает язык от усердия.

-Как ты думаешь, Марк, я смогу снова стать собакой? — спросила меня однажды Берта.

-Тебе не нравится быть драконом?

— Нравится, но драконом я непривычно большая. Не поворотливая.

— Не знаю — честно сказал я — вообще у драконов по нескольку ипостасей. Две основные, это дракон и человек, и еще ипостаси характера. В зависимости от характера дракона он может стать кем-то ещё. Например, ты собакой. Хотя в нашем мире собак нет.

— А как это, менять ипостась? Это изменить себе вид? А как это делается, что нужно сделать или почувствовать? Расскажи, а я попробую.

— Я не могу тебе этого рассказать. Понимаешь, магия перевоплощений требует большого магического резерва, поэтому кроме драконов она никому неподвластна.

— То есть спросить не у кого?

— Да, ты же единственный дракон в мире.

Берта отошла в угол и стала пристально смотреть на водопад. Она всегда смотрела на воду, когда хотела подумать или сосредоточиться.

Я отвлекся на свои мысли, поэтому начала превращения не видел. Заметил лишь когда тело дракона стало дрожать, как будто потекла картина, нарисованная плохими красками. Берта смазалась, потом у нее появилась собачья голова. Затем хвост из шипастого драконьего превратился в собачий.

Читайте также:  Что будет если собаке дать 80 таблеток дигоксина

-Марк, смотри, у меня получилось! Я чувствую, что я собака! Могу даже хвостом повилять!

— Здорово! — я и в самом деле впервые видел магию трансформации, да еще и так близко — только попробуй еще, а то голова и хвост сильно мелко смотрятся на теле дракона.

— Я поняла как нужно делать! Сейчас доделаю!

В следующие несколько минут передо мной поочередно появился дракон на собачьих лапах и с собачьей головой. Потом собака с драконьим шипастым хвостом, и большими, просто огромными для собаки, зубами. Потом промелькнуло еще несколько вариаций с основными компонентами и, наконец, у Берты получилось стать собакой!

-Ну вот, простая, почти обычная собака — подбодрил я свою подружку.

— Почти? Почему почти?

— Понимаешь, на самом деле, навряд ли еще есть хоть одна собака с такими классными крыльями.

— А давай никому не скажем, что так не бывает, — прошептала мне Берта — у вас же в мире собак не бывает, никто и не знает какие они должны быть. Может мы все вот такие, крылатые и есть!

— Но это будет не совсем честно.

— Не честно, это когда обманываешь — возразила мне хитрая крылатая собака — а когда ты делаешь вид, что так и должно быть, значит так и должно быть. Остается только самим в это поверить.

— Тогда тебе нужно научиться ими управлять, чтобы все поверили, что так и надо.

— Летать? Мне? Где ты видел летающую собаку?

— Все крылатые собаки умеют летать — спорить с Бертой было интересно.

— Ты же говорил, что таких больше не бывает!

— Это предположение. Погоди, ты что, высоты боишься?

— Ну… Есть не много. Я же совсем недавно стала драконом, а собаки, они вообще то по земле ходят.

— А ты не летай высоко. Вот так — я показал рукой на уровне своего пояса — и вполне достаточно будет. И все будут видеть, что ты умеешь летать.

— Ладно, буду пробовать.

Следующий час Берта честно пробовала взлететь. Она прыгала, махала крыльями, то одновременно, то как пловец брассом. Взлететь не получилось. Берта даже как некий загадочный “ероплан” расставляла крылья в стороны и бегала выкрикивая странные заклинания: “Диспетчер, это борт Гав-3213! Давай взлет! Полосу мне, полосу! Лыжню-ю-ю-ю. ” и смеялась. Потом остановилась, села напротив меня и очень серьезно спросила:

-Что не так? Может динамики не хватает? Или размах слабый?

-Попробуй добавить магии — подсказал вошедший на созданный нами шум Иверт

-Зачем тогда мне крылья, если я магией летать буду?

-А ты держись в воздухе магией, а направление движения задавай крыльями.

Я не специалист, поэтому, когда Берта посмотрела на меня, я лишь пожал плечами. Берта расправила крылья и, закрыв глаза, замерла. Через минуту собака-дракон оторвалась от пола и повисла в воздухе, на уровне метра, примерно на той высоте, на какой я и предлагал.

Потом, плавно передвигая крыльями, Берта поплыла от меня в сторону водопада. Потом она открыла глаза

-Вау! Я лечу. Как это здорово! И лапами передвигать не надо! — Берта слегка ускорилась, потом еще, потом развернулась в воздухе и полетела обратно. Мимо нас с Ивертом она уже пронеслась на приличной скорости.

Долетев до стены зала Берта повисла в воздухе, немного повисев она обернулась на меня. Ее глаза горели изнутри белым светом, в них светились огни.

— Не, не так! Сейчас поправлю — прокричала Берта. И через секунду из ее глаз ударили яркие белые лучи. Два луча светили туда, куда смотрела собака. В полумраке зала выглядело это весьма жутко.

— Всем лежать! Работает собака-дракон! — прокричала Берта.

— Не убедительно, — сказал я посмотрев на Иверта — пискляво, не пугающе!

— Попробуй магии в голос добавить,- снова посоветовал маг.

-СИДЕТЬ ВСЕМ. — проревел усиленный магией голос, Берта явно копировала какого то сержанта. Зычный и сильный голос создал такой поток направленного воздуха, что мы с магом сели.

— Вот теперь верю! — восторженно прошептал маг

— Простите, я не хотела — виляя хвостом пропищала висящая в воздухе собака.

— Что еще должен уметь дракон? — мы сидели на большом камне в зале встреч

— Много чего, так сразу и не перечислишь. Например противостоять темной магии, разбираться в государственных делах, твердо знать кто плохой, а кто хороший. Да, тебе еще предстоит познакомиться с магами, магистрами магии. Причем со всеми, и светлыми и темными. Еще нас ждут в конце недели ко двору, с Его Величеством знакомиться. А еще…

— Кто то обещал познакомить меня с русалками — перебила Берта

— Да, это можно уже сегодня. Вот ближе к вечеру и пойдем.

— Ура! Прогулка! А то сколько можно сидеть в четырех стенах. Кстати, что ты там говорил про темную магию?

— Ну магические потоки, они бывают светлые и темные. Здесь, в зале встреч, только светлая магия, магия восстановления и лечения. Темные потоки сюда фильтры не пропускают. Одна из особенностей драконов, это задавать движение магии, ее потокам. Без движения магия застаивается и темнеет. Мир становится более мрачный и непредсказуемый.

— Погоди, то есть я буду двигать магию и фильтровать ее? А если я не хочу этого?

— Это твоя природа, как дракона, если сейчас посмотреть на тебя в магическом свете, то будет видно, как магия пронизывает тебя. Потоки на подходе к тебе ускоряются и проходя сквозь тебя летят дальше уже в несколько раз быстрее. Поэтому твой магический резерв бесконечен! — опять вмешался в разговор маг Иверт.

-Нудно это все, — вздохнула Берта. — Все, пошли к русалкам!

Начать читать историю с самого начала можно ЗДЕСЬ

Полный перечень моего творчества находится ЗДЕСЬ

Источник